Святая инквизиция – одно из самых страшных явлений католического мира. Организация, созданная церковью, искала и наказывала еретиков, используя подчас ужасные и бесчеловечные методы дознания и казней. Стоит отметить, что инквизиция хоть и была ужасной, но количество жертв, ей приписываемых, сильно завышено по определенным причинам. И все же, в свое время инквизиция внушала страх и трепет. Но кто был, можно сказать, олицетворением инквизиции, кто был самым ярым ее служителем за все времена существования? Этим человеком был Томас Торквемада.
В свое время принцесса Изабелла Кастильская обратила внимание на монаха-доминиканца Торквемаду, и возвысила его, сделав своим исповедником. Сделано это было из-за сходства взглядов принцессы и монаха по некоторым острым вопросам, стоявшим перед Кастилией в то время. Возвысившись и заручившись доверием Изабеллы, Томас Торквемада стал через нее «проталкивать» некоторые свои идеи. Например, монах-доминиканец делал многое, чтобы убедить принцессу в опасности, исходящей от евреев, принявших христианство. В то время в Кастилии таких было очень много, и они, естественно, проникали во власть, в другие государственные структуры, становились дворянами, рыцарями и т.д. Но чистокровные кастильские идальго презирали их и люто ненавидели. Все это раскалывало общество и приводило к многочисленным проблемам. Решение этой проблемы Торквемада видел в притеснении евреев, которым он не верил, как не верил и в то, что они по-настоящему приняли христианство.
Так или иначе, но в 1474 году, Изабелла Кастильская и ее муж Фердинанд Арагонский благодаря словам Торквемады и многих других деятелей церкви и знатных идальго, дали себя убедить в том, что евреи представляют опасность и католической вере, и самому государству. Бороться с ними они решили с помощью инквизиции, восстановив эту организацию и доведя ее механизмы до «совершенства». Томас Торквемада, как один из самых ярых антисемитских деятелей, как искусный дипломат и ревнитель веры, в 1483 году был назначен Папой Римским Сикстом IV главой всей инквизиции Леона и Кастилии, а уже осенью того же года полномочия Торквемады распространились еще и на Валенсию, Каталонию и Арагон.
На всех подвластных землях Томас Торквемада вершил страшные суды, костры запылали по всему Пиренейскому полуострову. Всего лишь за первые полгода власти монаха-доминиканца, было сожжено 298 осужденных, а на вечное заточение отправили еще 79. Однако чем больше правил этот человек, тем сильнее пылали костры, тем сильнее полнились тюрьмы. Сожжение все чаще стало проводиться с помощью специального «многоместного» эшафота, прозванного «квемадеро» – эдакой большой печи из камней, куда заводилось сразу несколько человек. Сама эта «придумка» говорит о том, что казнь на костре была очень и очень массовым явлением.
Естественно, во время большой власти инквизиции страдали далеко не только крещеные евреи. Произвол в то время был страшный, а казнить могли любого, независимо от национальности, пола, возраста. Чаще всего людей обвиняли в колдовстве, в применении магии, в вероотступничестве, казнили и просто представителей других конфессий. Люди писали друг на друга доносы, расправляясь с неугодными соседями, родственниками, или просто обидчиками.
О дознании инквизиции стоит рассказать отдельно. Сперва подозреваемому всегда предлагали добровольно сознаться в преступлениях, после чего его, обычно, не ждало ничего хорошего. Но если же он отказывался сознаваться, в дело вступал огромный арсенал пыточных приспособлений и техник, от пыток водой, до печально известного «испанского сапога». Даже самые стойкие люди после такого сознавались вообще во всем на свете, заодно рассказав и про дела своих родных и близких. Очень часто подозреваемые не доживали до финального суда и своей казни, банально не перенеся допросов инквизиторов.
Все это делалось по предложению и с дозволения главного инквизитора – Томаса Торквемады. Само собой, что его невероятная жестокость стала известна далеко за пределами Испании, он нажил себе много врагов и ежеминутно опасался за свою жизнь. Интересно, что при нем постоянно находились 200 пехотинцев и 50 кавалеристов. Кроме того, Торквемада всегда носил с собой целый набор флакончиков с противоядиями. Тем не менее, сделать ему никто ничего не мог. Даже сам Папа Римский был поражен таким подходом и делами инквизиции, однако и он не мог ни на что повлиять, не поссорившись с испанской королевой, всецело поддерживающей своего инквизитора.
В конечном итоге Томас Торквемада добился своего. Однажды он провел свой самый «блестящий» процесс, на котором судил крещеного еврея Бенито Гарсиа, богатого и знатного человека. В замке у этого Гарсиа «нашли» украденные Святые Дары – христианскую реликвию. Кроме того, под пыткой мужчина признался, что многие евреи часто осуществляют ритуалы, в которых задействованы сердца младенцев и частики этих самых Святых Даров. Бедолагу, естественно, казнили, а всем евреям приказали немедленно уехать из Испании. Так Торквемада «очистил» страну от еврейской угрозы, которую он считал самой главной для государства.
Умер Томас Торквемада в сентябре 1498 года, в большом почете и в глубокой старости, в возрасте 78 лет. Считается, что за годы его власти над инквизицией огню были преданы 10220 человек.