Редчайшие картины Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева и многих других, можно увидеть на выставке "Другие берега", открывшейся в Музее русского импрессионизма в Москве (до 16 января).
В основу выставки легла оригинальная идея: попытка не то, чтобы реконструировать, а скорее, вспомнить, другую выставку -- знаменитую Выставку русского искусства в Нью-Йорке 1924 года. Тогда, с целью продажи, в США советскими властями были отправлены около тысячи произведений самых известных на тот момент наших художников.
Из этой тысячи кураторам выставки удалось проследить судьбу лишь нескольких сотен произведений -- это было настоящее детективное расследование, которое длилось больше года.
Из них на выставку в Музее русского импрессионизма смогли привести около 70 произведений -- в пропорциональном соотношении, действительно -- весьма маленький процент. Увы, не удалось выцепить из госмузеев несколько самых знаменитых работ. Но с другой стороны, так получилось намного интересней, потому что знаменитые и так все знают. А тут мы увидели редкости, в том числе и из частных коллекций.
Например, вот эта голова святой Варвары, написанная с несостоявшейся невесты художника Елены Праховой, насколько помнится, фрагмент уничтоженного самим художником полотна, причем на выставку картина, называвшаяся тогда "Чудо", ездила еще в полноростовом варианте.
Интересно рассматривать картины, представленные на выставке, с точки зрения маркетинга. Ведь повезли реально вагоны картин, на самые разные сюжеты. Но отбор их доверили самим художникам. И удовлетворить вкусам американцам, продать полотна -- практически не удалось. В Нью-Йорке местные богачи, а также русские эмигранты, имевшие деньги, приобрели всего 90 произведений из общего числа. Практически все вернулось обратно в СССР, и позже разошлось по госмузеям и частным собраниям.
Ну вот действительно, зачем среднему американскому любителю искусства предлагать на продажу вот это произведение? Что он в нем такого может углядеть высокохудожественного? Ведь покупалось все это тогда не для украшения стен музеев, а для жилых интерьеров. А в жилых интерьерах хочется видеть нечто уютное...
А вот на стене с Кончаловским и другими бубнововалетовцами -- набор сюжетов хороший, продаваемый: красивые женщины без одежды, натюрморты, нейтральные пейзажи. (Картинку не ставлю: искусственный разум натурщиц не одобряет).
Или вот мои любимые "Провинциалки" Юона (ныне в музее Хабаровска) -- разве можно понять их настоящую прелесть, если не знаешь, какой культурой они созданы?
Даже архиповские бабы, в их сногсшибательных костюмах, не привлекли внимания покупателей.
А вот некие "Чайки" Рылова, аналогичные этой его же картине, были проданы, и понятно почему.
Работа кураторов была "детективной", поскольку подробного каталога с репродукциями, к каким мы сейчас привыкли, тогда не делалось (это было нормальным). Картины просто перечислялись с фамилиями авторов и названиями. Также есть общие кадры выставки (она была не только в Нью-Йорке, но и поездила по другим американским городам), но на них, естественно, видно не все. Кроме того, на обороте ряда картин сохранились этикетки той выставки.
Причем доходило до анекдотического: госмузеи, у которых устроители выставки запрашивали подозреваемую картину, отвечали, что "вряд ли она там была", но после прибытия холста в Москву кураторы выставки вдруг находили на обороте искомую этикетку.
Если говорить о работах вот прямо первого ряда, то этот "Офицерский парикмахер" приехал из Альбертины. Еще очень хороша парочка работ Бориса Григорьева.
На выставке представлены книги, в том числе скандальная "Книга маркизы" Сомова. Очень долго искали авторы выставки разворот поприличней!
А вот этюд дочерей Шаляпина работы Кустодиева. Эти же фигурки можно увидеть на знаменитом портрете Шаляпина в шубе (его на выставке нет), только обычно никто не обращает на них внимания.
Группа необычных пейзажей привлекла мое внимание.
Очень понравился этот мрачноватый.
Любопытные портреты - образец жанра 1920-х годов, когда вычурность сочетается с авангардом.
***
Все, о чем я тут написала -- это основная часть выставки, в цокольном этаже. А еще есть продолжение, на третьем этаже, куда надо ехать на лифте.
В общем, как обычно, Музей русского импрессионизма собрал очень неординарную экспозицию.
До 16 января 2022 года.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.