Найти тему
Шакко: об искусстве

Отвергнутое американцами: выставка русского искусства 1920-х годов открылась в Москве

Редчайшие картины Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева и многих других, можно увидеть на выставке "Другие берега", открывшейся в Музее русского импрессионизма в Москве (до 16 января).

В основу выставки легла оригинальная идея: попытка не то, чтобы реконструировать, а скорее, вспомнить, другую выставку -- знаменитую Выставку русского искусства в Нью-Йорке 1924 года. Тогда, с целью продажи, в США советскими властями были отправлены около тысячи произведений самых известных на тот момент наших художников.

Из этой тысячи кураторам выставки удалось проследить судьбу лишь нескольких сотен произведений -- это было настоящее детективное расследование, которое длилось больше года.

Из них на выставку в Музее русского импрессионизма смогли привести около 70 произведений -- в пропорциональном соотношении, действительно -- весьма маленький процент. Увы, не удалось выцепить из госмузеев несколько самых знаменитых работ. Но с другой стороны, так получилось намного интересней, потому что знаменитые и так все знают. А тут мы увидели редкости, в том числе и из частных коллекций.

Константин Юон. "Августовский вечер. Лигачево". 1922. Симферопольский художественный музей
Константин Юон. "Августовский вечер. Лигачево". 1922. Симферопольский художественный музей

Например, вот эта голова святой Варвары, написанная с несостоявшейся невесты художника Елены Праховой, насколько помнится, фрагмент уничтоженного самим художником полотна, причем на выставку картина, называвшаяся тогда "Чудо", ездила еще в полноростовом варианте.

Михаил Нестеров. "Голова великомученицы Варвары". Собрание Никиты Мишина (Москва)
Михаил Нестеров. "Голова великомученицы Варвары". Собрание Никиты Мишина (Москва)

Интересно рассматривать картины, представленные на выставке, с точки зрения маркетинга. Ведь повезли реально вагоны картин, на самые разные сюжеты. Но отбор их доверили самим художникам. И удовлетворить вкусам американцам, продать полотна -- практически не удалось. В Нью-Йорке местные богачи, а также русские эмигранты, имевшие деньги, приобрели всего 90 произведений из общего числа. Практически все вернулось обратно в СССР, и позже разошлось по госмузеям и частным собраниям.

Ну вот действительно, зачем среднему американскому любителю искусства предлагать на продажу вот это произведение? Что он в нем такого может углядеть высокохудожественного? Ведь покупалось все это тогда не для украшения стен музеев, а для жилых интерьеров. А в жилых интерьерах хочется видеть нечто уютное...

Петр Кончаловский. Портрет актера Александра Вишневского. ГМЗ Абрамцево
Петр Кончаловский. Портрет актера Александра Вишневского. ГМЗ Абрамцево

А вот на стене с Кончаловским и другими бубнововалетовцами -- набор сюжетов хороший, продаваемый: красивые женщины без одежды, натюрморты, нейтральные пейзажи. (Картинку не ставлю: искусственный разум натурщиц не одобряет).

Или вот мои любимые "Провинциалки" Юона (ныне в музее Хабаровска) -- разве можно понять их настоящую прелесть, если не знаешь, какой культурой они созданы?

Даже архиповские бабы, в их сногсшибательных костюмах, не привлекли внимания покупателей.

А вот некие "Чайки" Рылова, аналогичные этой его же картине, были проданы, и понятно почему.

-9

Работа кураторов была "детективной", поскольку подробного каталога с репродукциями, к каким мы сейчас привыкли, тогда не делалось (это было нормальным). Картины просто перечислялись с фамилиями авторов и названиями. Также есть общие кадры выставки (она была не только в Нью-Йорке, но и поездила по другим американским городам), но на них, естественно, видно не все. Кроме того, на обороте ряда картин сохранились этикетки той выставки.

Аполлинарий Васнецов. "Зимний сон". ГТГ
Аполлинарий Васнецов. "Зимний сон". ГТГ

Причем доходило до анекдотического: госмузеи, у которых устроители выставки запрашивали подозреваемую картину, отвечали, что "вряд ли она там была", но после прибытия холста в Москву кураторы выставки вдруг находили на обороте искомую этикетку.

Если говорить о работах вот прямо первого ряда, то этот "Офицерский парикмахер" приехал из Альбертины. Еще очень хороша парочка работ Бориса Григорьева.

На выставке представлены книги, в том числе скандальная "Книга маркизы" Сомова. Очень долго искали авторы выставки разворот поприличней!

А вот этюд дочерей Шаляпина работы Кустодиева. Эти же фигурки можно увидеть на знаменитом портрете Шаляпина в шубе (его на выставке нет), только обычно никто не обращает на них внимания.

-14

Группа необычных пейзажей привлекла мое внимание.

Очень понравился этот мрачноватый.

Любопытные портреты - образец жанра 1920-х годов, когда вычурность сочетается с авангардом.

***

Все, о чем я тут написала -- это основная часть выставки, в цокольном этаже. А еще есть продолжение, на третьем этаже, куда надо ехать на лифте.

В общем, как обычно, Музей русского импрессионизма собрал очень неординарную экспозицию.

До 16 января 2022 года.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.