Найти в Дзене

Зачем и как слушать клиента

Сегодня в компаниях присутствуют целые отделы изучающие маркетинг, анализ продаж. Но этого мало, собственник бизнеса должен знать свою аудиторию, людей для которых он работает. Знать их потребности и причины изменения потребительского поведения. Если не быть в курсе происходящего, можно просто потерять свой бизнес. Нужно понимать, на кого работаешь, знать их потребности и проблемы. Один из способов получить эти знания это —глубинное интервью.

Небольшим компаниям, начинающим делать первые шаги в бизнесе, да и солидным фирмам, которые хотят знать происходящее в их отрасли, немаловажно иметь связь со своими клиентами. При запуске новой продукции, изменении ее внешнего вида важно руководствоваться не собственными убеждениями и идеями разработчиков, а потребностями целевой аудитории.

Выяснив их заранее, можно сэкономить массу средств — ведь это дает возможность разработать действительно удобный для пользователя продукт и оптимизировать бизнес-процессы.Аналитика, и статистика не могут помочь в предоставлении таких данных предпринимателю. Тогда и нужен качественный анализ. Тут и пригодится способ получения такой информации —глубинное интервью.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

По своей сути это разговор исследователя и клиента с глазу на глаз по заранее разработанному плану вопросов, так, чтобы опрашиваемый незаметно углублялся в тему и давал более полные ответы. В данном случаи интервьюированный представляет собой серьезный источник знания и опыта, необходимого бизнесу для развития. Главное в полученных данных не статистика, а понимание мотивов и способов действия потребителя. Глубинное интервью поможет:

  1. Определить клиентский опыт и эмоциональную лояльность клиента.
  2. Выяснить мотивацию, потребность и спрос, что находятся в основании покупательского поведения потребителей.
  3. Составить мнение о стратегическом подходе и принципах, которые использует клиент при выборе компании.
  4. Обнаружить глубинные намерения потребителя, который пришел приобрести товар или получить услугу.
  5. Узнать набор ценностей клиента.
  6. Проанализировать сервис с учетом компаний конкурентов.
  7. Найти уязвимые места в компании.
Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Этот метод интервьюирования используют, когда нужно изучить мнение клиентов, которые при групповом опросе не говорят откровенно, молчат. Интервью как бы поднимает на поверхность скрытые мотивы и желания потенциальных покупателей. Во время него получают больше критических замечаний, чем при простом опросе, происходит доверительный разговор, что дает возможность получить уникальные сведений. В разговоре тет-а-тет,в отличие от группового опроса, отсутствует психологическое давление других участников, не искажается мнения опрашиваемого. Чем чаще проходят интервью с людьми, чем более глубокие вопросы обсуждаются, тем точнее знания об их опыте. И тем лучшее влияние оказывается на бизнес.

В предыдущие годы оно всегда велось при личном контакте, но во время технологического развития используются телефонные аппараты и видеосвязь через интернет. Интервью может продолжаться в течении 30 минут и до нескольких часов. Оно организуется при участии одного, реже двух или трех экспертов. Проведение такого опроса не требует крупных затрат, например, нет необходимости в специальном оборудовании.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Часто после проведения глубинного интервью раскрываются скрытые возможности товара которые помогают его дальнейшему продвижению на рынке. Например, при исследовании достоинств и недостатков дорожного GPS-навигаторадля автомобилей выяснилось, что люди больше внимания фиксируют не на технических достоинствах аппарата, а на голосе говорящего механизма. Приятный тембр вместо механического голоса и нет ощущения одиночества в дороге, а для бизнеса увеличение объемов продаж.

Как любой —глубинный метод имеет ряд недостатков. К ним относится:

  • возможность искажения фактов вследствие влияния исследователя на ответы;
  • недостаточная откровенность отвечающего;
  • небольшое число опрашиваемых;
  • длительное время.

Но, несмотря на все изъяны, этот тип опроса, представляется отличным методом получения редкого материала по вопросам, требуемым заказчиком.