Найти тему
КинООфилин

Путеводитель по кинематографическим музеям восковых фигур: часть вторая

Цветной хоррор начала тридцатых годов от режиссёра "Касабланки".

"Пересматриваем классику хоррора" - о различных отличных ужастиках из разных стран и эпох.

#пересматриваем классику хоррора

Фильм "Тайна музея восковых фигур" ("Mystery of the Wax Museum") 1933 года снял Майкл Кёртиц. Настоящий ветеран индустрии, начавший работать ещё в Венгрии до первой мировой войны и продолживший карьеру в Голливуде. Он известен, в первую очередь, как создатель оскороносной "Касабланки", но и в жанровом кино товарищ оставил заметный след, начиная с того, что являлся соавтором первых "экранизации" "Дракулы" и "Альрауне" и заканчивая рядом лент в 30-ых годах.

В ночь на новый 1933-ий год скончалась известная актриса, а её тело было похищено из морга. Незадолго до этого без вести пропал судья... Настойчивая журналистка замечает их странное сходство с экспонатами ещё не открывшейся выставки восковых фигур.

-2

Тридцатые годы для Кёртица ознаменовались серьёзным возвращением к хоррору в кино. За пять лет он выпустил четыре весьма интересные ленты, но напишу я сегодня только об одной. Поставленная по рассказу малоизвестного и рано умершего Чарльза Белдена "Тайна музея восковых фигур" дала наконец-то прямой, хотя и отложенный старт целой веренице лент об ужасных кабинетах, наполненных поразительно похожими на живых людей манекенами. Этому способствовало то, что съёмки проводились в двухцветном(красный-зелёный) формате Technicolor и, если судить по отзывам зрителей и критиков того времени, картинка выглядела просто потрясающе.

-3

Разумеется, производство было сопряжено с рядом трудностей. Из-за специфики съёмочного процесса на площадке требовалось огромное количество света, и из-за тепла, выделяемого приборами, восковые фигуры банально таяли и приходили в совершенно непотребный вид. Это послужило ещё одной причиной замены части экспозиции на загримированных актёров в дополнение к экономии на реквизите. От такого смешения отдельные сцены выглядят жутковато и по сей день, особенно, привязанная к столбу горящая, как и полагается, Жанна Д'Арк и плавящиеся лица манекенов.

-4

Временами лента нарушает нынешние устоявшиеся законы съёмок. В самом начале ты можешь заметить игнорирование правила восьмёрки, когда диалог снимается только по одну сторону от говорящих и не пересекает линию взгляда. В результате, резкий скачок камеры действительно слегка выбивает внимательно смотрящего зрителя из равновесия. Кёртиц прекрасно понимал техническую сторону кино и умело её использовал, создавая запоминающуюся атмосферу, чему только способствовал отличный грим.

-5

Основные проблемы у фильма начинаются, если следить за сценарием как таковым. История является синтезом ироничного детектива с налётом классических хорроров 20-ых годов прошлого века. Некоторые сцены так и вовсе не имеют никакого отношения к центральной теме и созданы исключительно с тем, чтобы повеселить или заинтересовать публику, обычно не посещающую сеансы ужасов. Примером может служить внезапная любовная линия между журналисткой и издателем газеты, разросшаяся в любовный треугольник, или же таинственные движущиеся ящики в подвале бутлегера.

-6

Создаётся впечатление, что молодые сценаристы уже во всю пытаются создать массовую ленту на стыке жанров, но пока не совсем понимают, как заставить разрозненные части работать вместе. Частично скачущий по кочкам сценарий компенсируется отличной игрой актёров. Скульптор с замечательным русским именем и фамилией Иван Игорь в исполнении характерного актёра Лайонела Этуила демонстрирует трансформацию из витающего в облаках творческой личности в сломленного обстоятельствами человека. Звезда классического "Кинг-конга" Фэй Рэй вновь кричит с экрана, а изображающая журналистку Гленда Фаррелл вытягивает провисающие сцены центральной части своей энергичностью.

-7

Картина при весьма скромном бюджете была весьма успешна в прокате, благодаря небольшой продолжительности, насыщенному сюжету, харизматичным персонажам и прекрасной работе с цветом. Будучи снят за пару лет до того, как в США укоренится кодекс Хейса, фильм не стесняется табуированных в будущем тем. Тут запрещённые вещества и насилие являются неотъемлемой частью истории, а люди не стесняются их обсуждать. От этого происходящее выглядит более живым и натуральным, в сравнении с более поздними фильмами, которые при некоторых внешних признаках натурализма частенько страдали излишней искусственностью.

-8

О меня лента получает тройку с плюсом по пятибалльной системе. Смотреть можно смело, особенно, если тебе по душе очарование специфичной картинки ранних цветных фильмов. Эта версия считалась утерянной, как и многие подобные ленты, пока в конце 60-ых её не нашли у одного коллекционера. Это случилось уже после выхода на экраны полноценного ремейка, снятого на этот раз в полном цвете, да ещё и в новомодном 3D... Но это уже совсем другая история.

Подписывайтесь, комментируйте, а если репост в социальных сетях сделаете, то вообще огромное спасибо.