Более тридцати лет объясняла школьникам и студентам значение слов, понятий и терминов. Теперь часто думаю, что теория очень далека от практики. Много стала понимать иначе через историю семьи. У меня сложились свои субъективные представления об исторических событиях и фактах.
И так, коллективизация - это объединение... А в семье моего отца она стала толчком к развалу и уничтожению семейного казачьего уклада, разорению, болезням и смерти.
Вот как это было. В 1929 году в станице было ещё спокойно. В семье Кирилла и Екатерины два сына уже женаты, у каждого родились сыновья. Фадея призвали в армию, служит третий год в кавалерии. Младшие сыновья подрастают, хорошие помощники и в поле и в кузнице. Старшая дочь Вера красавица, от женихов отбоя нет, но ещё не выбрали ей суженного. Двенадцатилетняя Елена (Ольга) главная помощница матери.
Старшим сыновьям построили три флигеля. Фёдор и Иван живут там с семьями. Землю не делили, хозяйство семьи общее. Третий флигель пустой. Как вернётся Фадей из армии, оженим, будет жить своей семьёй. Пока его нет, флигель по просьбе сельского совета , сдали квартирантам, семье работника сельсовета. Обещали платить деньги, не помешают.
Обещали платить за квартиру, но шли месяцы, а оплата задерживалась. Одни обещания. Рассердился Кирилл и рассорился с председателем сельсовета, а квартирантов выгнал. Был уже январь 1930 года, началась борьба с кулачеством. Большая семья Кирилла в списки кулаков не попала. Количество земли, скота и инвентаря соответствовало нормам, батраков не держали. В колхоз вступать Кирилл наотрез отказался.
Квартирант сельсоветчик съехал и сжёг в печке какой-то мусор. Вездесущие дети, самый младший сын Василий и старший внучек, пошли проверять. В остаткам пепла в печи нашли обгоревшие золотые офицерские погоны. Отнесли находку отцу. Тот , долго не думая , поспешил в сельсовет. Устроил скандал: мне трудовому казаку деньги по уговору не платили, а белогвардейца на работе держите. Обещал до Крайисполкома дойти и правды добиться.
Из здания сельсовета его не выпустили, а утром с другими «кулаками» отправили в Горячий Ключ, где формировались эшелоны раскулаченных.
Жене его и детям зачитали решение сельсовета о высылке семьи кулака за пределы края. Куда? Неизвестно. На сборы дали 24 часа. Мать быстро собрала узелок Вере , велела идти в Краснодар. Велела найти в заготконторе мужчину, который сватался к ней. Отказали, потому что намного старше невесты, да и ей ещё нет восемнадцати лет. Вера ушла.
Удалось отделить от хозяйства отца старших сыновей с семьями. Им остались земля, флигеля, по корове, но в замен они должны вступить в колхоз. Так и сделали. А остальные вместе матерью отправлены в Горячий Ключ, в эшелон, где и нашли отца. Елена - 12 лет, Константин -19 лет вместе с молодой женой, Петр -15 лет и Василий - 8 лет. Зимой прибыли на Урал, на лесоповал.
Жили в землянках. Мужчины работали, мать с младшими детьми на их иждивении. Начался голод и цинга, эпидемия оспы. Константин с беременной женой бежал в город, отец с Пётром слегли с оспой, их отправили в лазарет. Когда умер глава семьи Кирилл, вышло постановление о возврате семей домой. Петр после выздоровления попал на строительство Беломорканала. Тринадцатилетняя Елена с девятилетним Васей с трудом перевезли больную мать , у которой отнялись ноги, домой на Кубань. В станице жить им запретили. Дом и все хозяйство перешло колхозу, там были другие хозяева. Поселили их в бараке в совхозе по соседству. Василий пошёл в школу, а Елена стала кормилицей семьи, работая в совхозе.
Вот такая коллективизация и раскулачивание на примере моей семьи.
Лет 20 назад рассказала эту историю студентам педагогического колледжа. Изучали мы инсценирование как приём изучения истории в начальной школе. Девочки, 17-18 лет, написали пьесу в трёх актах. Выучили роли и сыграли пьесу. Их творчество меня потрясло. Они все поняли.