18 июля 1985 года из своего дома на Ленинском проспекте 109 вышел полковник КГБ Олег Гордиевский. На нём был спортивный костюм, кроссовки. В таком виде он выбежал на свою традиционную утреннюю пробежку. Но с пробежки он не вернулся — Гордиевский просто исчез.
Один из самых громких побегов советских разведчиков на Запад выглядел до смешного просто. Проработавший на МИ-6 11 лет, агент Ovation (такой псевдоним Олегу Гордиевскому дали в британской разведке) в буквальном смысле сбежал за границу в трико с пузырями на коленях.
Работавший с Гордиевским ещё в лондонской резидентуре генерал-майор Юрий Кобаладзе признает: операцию по спасению своего агента британская разведка провела безупречно.
Пропавшего полковника искали по всей стране. Отрабатывалась версия, что он уехал к кому-то из друзей на дачу, рассматривались разные варианты, вплоть до нападения хулиганов. Дело в том, что до исчезновения он не был уличён как агент МИ-6. В КГБ и предположить не могли, что Гордиевский, разведчик с 23-летним стажем, без пяти минут резидент в Великобритании, мог оказаться предателем и сбежать.
Незадолго до исчезновения Гордиевского, за ним в Москве было установлено наружное наблюдение. Это была профилактическая мера: сотрудники контрразведки хотели убедиться, что недавно вернувшийся из Англии Гордиевский не совершает никаких подозрительных действий. В день побега сотрудники наружки решили не следовать за ним во время пробежки. Как выяснилось, зря: Гордиевский их попросту переиграл.
Неприятная правда об исчезновении Гордиевского открылась лишь в сентябре 1985 года, когда в СССР получили обращение английской стороны. Это было, мягко говоря, необычное обращение. В нём говорилось, что Олегу Гордиевскому, по его просьбе, предоставлено политическое убежище в Великобритании, и что англичане намерены выслать из страны целый ряд советских представителей и членов их семей. Советскому Союзу предлагалось отозвать этих людей самостоятельно, чтобы избежать официального объявления их персонами нон-грата и не допустить скандала.
Так и не дождавшись ответа от СССР, англичане всё же выслали сотрудников, фамилии которых указал Гордиевский. Реакция советских властей была симметричной: из страны было выдворено 25 англичан. В общей сложности из Великобритании были высланы около 70 сотрудников советских торгпредств и различных международных организаций, не имевших отношение к разведке.
Но ущерб, нанесённый Гордиевским, не ограничился крупнейшей за несколько десятилетий высылкой советских разведчиков и дипломатов из Великобритании.
Как позже выяснится, Гордиевский сотрудничал с британской разведкой как минимум с 1974 года. Действовал умело. Так, чтобы не попасть под подозрение самому, он сдавал англичанам адреса, пароли, явки. Его жертвами стали вполне конкретные люди: коллеги, иностранные агенты, завербованные КГБ или те, кого могли бы завербовать.
Лишь после побега Гордиевского стало понятно, кто стоял за многими случаями провала советских нелегалов за рубежом, причём не только в Европе. Например, Гордиевский сдал советского разведчика Александра Козлова, который был арестован в ЮАР и провёл два года в жутких условиях в местной тюрьме.
Причина бегства Олега Гордиевского в Великобританию в 1985 году понятна: он опасался разоблачения. Интереснее другое: что изначально заставило его пойти на предательство?
Олег Гордиевский родился в 1938 году в семье сотрудника НКВД. Его старший брат, Василий, тоже сотрудник разведки, работал в Юго-Восточной Азии и умер в 1972 году, заразившись вирусным гепатитом. Олег поступил в МГИМО. Во время учёбы выезжал на практику в Данию. Окончив институт в 1962, пришёл на Лубянку по рекомендации и поручительству отца и брата. Прошёл обучение в разведшколе. С 1963 работал в Первом главном управлении КГБ.
В свою первую рабочую командировку в Данию Гордиевский отправился в 1966: помогал советским нелегалам обзаводиться датскими документами. В 1970 вернулся в Москву и продолжил работу в центральном аппарате ПГУ КГБ. В октябре 1972 года его вновь направили в Копенгаген под прикрытием пресс-атташе посольства.
В своих мемуарах Гордиевский писал, что именно во время этой командировки он добровольно начал сотрудничать с датской разведкой. По его версии, зная, что телефоны советских дипломатов прослушиваются, он якобы специально критиковал советскую систему в разговоре со своей первой супругой, чем и привлёк внимание вербовщиков.
К сознательному решению сотрудничать с иностранной разведкой, Гордиевский пришёл, разочаровавшись в политике СССР. Переломным моментом стал якобы ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году. Многие думающие люди критически оценивали политику СССР. Среди них было немало и офицеров спецслужб.
Но есть и другая версия, по которой Гордиевский был завербован ещё в 60-е годы в ходе своей первой командировки в Данию. Он решил посетить Швецию, что категорически запрещалось сотрудникам разведки. В Швеции посетил бордель, а там случилась полицейская операция, где Гордиевского и взяли. Но топить не стали, а отпустили, чтобы дать ему вырасти по карьерной лестнице, а потом использовать.
Как бы там ни было, в середине 70-х Гордиевский уже активно сотрудничал с иностранной разведкой. В 1973 году он стал заместителем резидента КГБ в Дании, а в 1976 — резидентом. Здесь же, в Дании, Годиевский, к тому времени уже давно женатый человек, влюбился. Его новой избранницей стала Лейла Алиева — секретарша, работавшая в Копенгагене в ВОЗ. Их роман развивался стремительно, и вскоре Гордиевский решил развестись в женой.
В те годы развод мог поставить крест на карьере сотрудника КГБ, но это не остановило Гордиевского.
В 1978 году Гордиевского переводят в Москву, в центральный аппарат КГБ, и уже через 4 года его начинают готовить для отправки в советскую резидентуру в Лондоне. Попасть туда хотели многие, более опытные разведчики, но их почему-то в Британию не пускали. Позже выяснилось, что сложности с визами у них возникали благодаря Гордиевскому. (16.15 видео)
Британцы мечтали видеть Гордиевского во главе лондонской резидентуры, и сделали немало для этого, расчищая путь от конкурентов путём отказа в выдаче виз. В итоге руководство вынуждено было назначить его сначала замом резидента, поскольку других кандидатур не было, да и Гордиевский был хорошо подготовлен.
Что именно передавал англичанам Гордиевский, остаётся тайной, которая станет известна, только если рассекретят архивы разведки.
К 1985 году в КГБ уже чётко понимали: в Первом главном управлении работает крот — тайный агент иностранной разведки, передающий на Запад секретную информацию. Однако сам Гордиевский был вне подозрения.
Никто не знал, что все эти годы творилось в душе предателя: психологическое напряжение, страх провала, обдумывание вариантов спасения. Всё больше становилось советских разведчиков-нелегалов, которые попадали под колпак иностранных разведок и вынуждены были бежать из страны либо были арестованы. Гордиевский понимал, что советская контрразведка всё ближе подбирается к нему.
Весной 1985 Гордиевского вызвали в Москву. Никаких подозрений в отношении него у КГБ не было, но он принял решение бежать. Тщательный план побега был разработан британцами заранее.
Бумажка с инструкциями на случай побега была вклеена в обложку книги, хранившейся у Гордиевского дома. Чтобы подать кураторам сигнал о помощи, он должен был появиться в определённое время в условленном месте, и стоять на краю тротуара у фонаря с целлофановым пакетом в руке. Сигнал SOS принят.
Затем он должен был в определённое время выйти из дома и оторваться от наружного наблюдения, что и сделал Гордиевский во время утренней пробежки. Здесь его и подобрала машина с британскими дипломатическими номерами. Его уложили в багажник, дали таблетку успокоительного, контейнер для мочи и алюминиевой покрывало. В него предатель должен был обернуться, чтобы пограничники не нашли его с помощью инфракрасных детекторов.
Машина помчалась в Выборг, к границе с Финляндией. Пограничники не имели права досматривать автомобиль с дипломатическими номерами, поэтому Гордиевский без проблем оказался на территории Финляндии, откуда самолётом переправлен в Лондон.
В Москве у предателя осталась жена Лейла и две дочери. Британская разведка ходатайствовала о том, чтобы его семье позволили выехать из Советского Союза. Но по сложившейся тогда практике, СССР вообще не вступал в переговоры о воссоединении семей преступников. А Гордиевский был не просто преступником, он был изменником Родины.
Находясь в Британии, предатель раздавал интервью, купил дом, начал писать книгу, изобличающую КГБ и коммунистический режим. Его принимали Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган.
В СССР за измену Родине Гордиевского приговорили к смертной казни с конфискацией имущества. Конфискация была ему не страшна: все его гонорары хранились в иностранных банках. Имущество могли отобрать только у жены и дочерей, но и этого не сделали, т.к. Лейла Гордиевская немедленно подала на развод.
Только в 1991 году, уже после развала СССР, жене и дочерям Гордиевского разрешили выехать в Великобританию, но совместная жизнь не удалась. Лейла отсудила у бывшего мужа недвижимость и даже часть пенсии, которую ему выделило британское правительство.
Гордиевский более 10 лет передавал ценную информацию британским службам. Нанёс Советскому Союзу огромный ущерб, открыв британской разведке доступ к секретным материалам, которые содержали информацию о планах советского руководства.
Маргарет Тэтчер наградила изменника Рожина орденом святого Михаила.
Гордиевский живёт в пригороде Лондона, совершенно один, брошенный детьми, и давно уже не интересный никаким спецслужбам. Дешёвое вино и редкие интервью, за которые он просит 50 фунтов, — это всё, с чем остался предатель в конце жизни. Его выжали как лимон, и выбросили на помойку истории.
Друзья! Если вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии. Впереди ещё много интересных путешествий.