В Красной армии было немало частей и соединений, обладавших высоким боевым потенциалом. Конные корпуса, речные флотилии, элитные стрелковые части… Среди таких частей занимает своё достойное место и единственная в своем роде Особая Ударно-Огневая бригада, о которой у нас сейчас и пойдет рассказ.
Приказ о создании бригады был издан 3 августа 1920 года. Создавалась она в Казани на базе штата дивизии, предусмотренному приказом РВСР № 220/30, но со значительными изменениями. Она представляла собой оригинальное соединение всех родов войск, в её состав входили два пехотных полка - 1-й и 2-й Ударные, 9-й кавалерийский, огнемётная команда особого назначения, 10-й лёгкий артдивизион (2 батареи), шестидюймовая гаубичная батарея, два бронеотряда: 3-й Социалистический и 14-й, 1-й танковый отряд и отделение связи.
Бригада отличалась крайне высокой степенью насыщенности огневыми средствами: к моменту прибытия на фронт в 1-м полку числилось 2841 человек, на вооружении имелось 45 пулемётов Максима и 50 Шоша; во 2-м полку 2735 человек при 36 пулемётах Максима и 50 Шоша. Пехота имела на вооружении абсолютно новые винтовки Мосина, имела весь необходимый шанцевый инструмент. Кавалеристы имели на вооружении пики и, главное, умели обращаться с ними. Огнеметчики были вооружены 40 новейшими российскими фугасными огнеметами СПС. На вооружении состояло значительное число минометов и бомбометов, но точных сведений об их количестве у меня, к сожалению, нет. Бронеавтомобили были в прекрасном состоянии. На вооружении танкового отряда состояло три трофейных танка Mk V (типа "самец", т.е. с пушечным вооружением).
Однако с артиллерией было уже все не так безоблачно. Восемь трехдюймовок, хотя и были пригодны к эксплуатации, уже были изрядно изношены, их ходовая часть требовала текущего ремонта.
При этом ощущалась крайне острая нехватка транспорта: телег, повозок, грузовых автомобилей, мотоциклов. Обозные лошади были недокормлены, слабы и плохо подкованы. Обладая огромной огневой мощью, бригада была лишена мобильности и могла, таким образом, действовать при прорыве укреплённой полосы обороны противника только вдоль железных дорог.
Личный состав был полностью обмундирован в новую советскую униформу образца 1919 года (с «разговорами»). Только шинели были пошиты не из сукна защитного цвета (как предписывалось), а из серого. Пехота имела красные клапана на обмундировании, кавалерия – синие. Кроме того, кавалеристы поголовно носили красные «пролетарские» штаны, а лошади в эскадронах были подобраны по мастям.
Среди служащих бригады было большое количество татар, вотяков и чувашей.
Дисциплина в бригаде считалась образцовой. Боевая подготовка пехотинцев, кавалеристов, огнеметчиков, бронеавтомобилистов и танкистов так же не вызывала никаких нареканий. А вот артиллеристы, связисты и служащие тыловых подразделений были недостаточно подготовлены, что выяснилось по результатам смотра по прибытии на фронт.
Командиром бригады был Иван Ринк, бывший штабс-капитан. Вообще в составе командования бригадой было немало военных специалистов из старой армии.
Бригада она была отправлена на фронт 4 сентября 1920 года и вскоре прибыла на Каховский плацдарм. Ввиду того, что для действий в качестве самостоятельной боевой единицы бригада была не готова из-за больших проблем с транспортом, она была влита в состав 51-й стрелковой дивизии в качестве 4-й пехотной бригады. Танки в боях за Каховский плацдарм не участвовали, командование 6 армии держало их в резерве на ст. Апостолово.
Сменив 20 сентября на Каховском плацдарме части 51-й, 52-й и Латышской стрелковых дивизий, части бригады первоначально участвовали в мелких боях и стычках с противником. 14 октября, после двухчасовой артподготовки, на плацдарм началось наступление корпуса генерала Витковского, при массированной (по тем временам) поддержке танков. По одним источникам их было 12, по другим – 14 штук.
Здесь нужно сделать небольшое отступление. Бои за Каховский плацдарм были исключительными для Гражданской войны в России не по масштабам (живой силы с обеих сторон задействовано было сравнительно немного), но по характеру и насыщенности боевыми машинами, прочей техникой и инженерными сооружениями. Левый берег Днепра в районе Каховки на несколько месяцев стал напоминать собой поля кровавых битв Первой Мировой войны под Верденом и Соммой.
Как известно, в ходе этих боев красным удалось подбить большинство танков белых и не допустить пехоту противника дальше второй линии обороны. В этот день были единственный раз в истории Гражданской войны применены огнеметы. Советские историки писали об этом так: «На участке Ударно-Огневой бригады белым удалось прорваться через проволочные заграждения и вплотную приблизиться к окопам. Но в это время огнеметчики обрушили на врага ливень огня. Ошеломленный враг отступил». В общем, все так и было: на участке 1-го Ударного полка вслед за танками шли белая пехота и кавалерия. В утренней темноте артиллерийская батарея белых с прикрытием подошла к позициям основной линии обороны красных, встав прямо перед закопанными огнеметами. Красные, естественно, немедленно дали два огнеметных залпа. В итоге белые артиллеристы «бежали в паническом бегстве от невиданных ими снарядов, с криками ужаса». Это был первый известный в истории пример использования фугасных огнеметов при обороне плацдарма…
Интересно, что этот необычный и тяжелый бой был первым боем для Ударно-Огневой бригады, который она с честью выдержала. Отметим, что бригада понесла тогда огромные потери – её численность по итогам боев сократилась почти на половину.
В подписанном Блюхером (командиром 51-ой стрелковой дивизии, в состав которой входила тогда бригада) приказе от 18 октября 1918 года отмечалось: "В упорных боях на Каховском плацдарме с 14 по 16 октября с.г. Ударная огневая бригада проявила исключительную стойкость и беспримерное мужество… За столь доблестную работу от лица службы приношу благодарность всему составу Огневой бригады и представляю к награде Почетным революционным Красным Знаменем".
Красная армия, отразив наступление врангелевских войск, немедленно сама перешла в наступление. 7 ноября бойцы казанской бригады в лоб атаковали Турецкий вал. Его длина достигала 11 километров, высота - 8 метров. Вал прикрывал ров глубиной до 10-ти и шириной до 20-ти метров. И вся гряда была укреплена тремя линиями проволочных заграждений, 400 пулеметами и многочисленной артиллерией. Только четвертый штурм Турецкого вала увенчался успехом. 9 ноября в 3 часа 30 минут части 51-й дивизии и Ударно-огневой бригады штурмом овладели "стеной смерти". Последнее серьезное препятствие на пути к победе пало и к 18 ноября Крым был взят.
По окончании интенсивных боёв бригада несла караульную службу в Симферополе. Интересно, что в этот период бригада пополнилась более чем тысячью человек военнопленных, включая несколько десятков офицеров(!) бывшей врангелевской армии.
В дальнейшем бойцы бригады принимали участие в борьбе против махновцев и чеченских повстанцев.
Огнеметы СПС (конструкции Страндена, Поварина и Столицы - фугасно-поршневые огнеметы с зажигательным патроном на сопле, где выталкивание смеси проводилось с помощью пороховых газов). Это оружие, прошло испытания в начале 1917 года и поступило на вооружение русской армии. В снаряженном состоянии огнемет весил около 32 килограммов. Пороховые газы выбрасывали горючую смесь на 50 метров. Температура горения составляла 800-1000 градусов. Снаряжали огнеметы на построенном в 1915 году Казанском нефтеперегонном заводе, где впервые в России, было организовано необходимое для выпуска взрывчатых веществ промышленное производство ароматических углеводородов.
Хотите продолжения рассказов об армиях, частях и подразделениях участвовавших в Гражданской войне? Поддержите автора подпиской и пальцем вверх. Спасибо!
#гражданская война в россии #красные #большевики #танки #огнеметы #история