Найти тему

"Мы видели, как самолеты летели с запада бомбить Ленинград" - Иргазинова Зарифа Умяровна.

Зарифа Умяровна Иргазинова (в девичестве Ялышева) родилась в глухой мордовской деревне и в начале 1930-х годов пятилетней девочкой переехала вместе с родителями в Кронштадт. Семья была многодетной, поэтому жили Ялышевы очень скромно. Все изменилось 22 июня 1941 года. В этой статье мы расскажем её историю.

«Война началась утром. От людей на улице мы это услышали. Двух моих братьев сразу взяли в армию - проводили их под музыку и оркестр на Ленинградский фронт».

С первого дня войны Кронштадт, как морской город, перешёл на особое положение. Был введён комендантский час, пропускная система, налажена светомаскировка.

«У нас в Кронштадте очень было строго! Затемнение, свет нельзя было включать. Людей проверяли, ночью нельзя было ходить, только по особым пропускам. Зенитчики стояли на проспекте Урицкого, д.19, на Кронштадтских воротах тоже стояли. Строго было!»

152-мм орудие батареи лейтенанта Нарядчикова готовится к открытию огня по вражеским позициям. Кронштадт, 1941 год.
152-мм орудие батареи лейтенанта Нарядчикова готовится к открытию огня по вражеским позициям. Кронштадт, 1941 год.

Продвижение вражеских войск было стремительным. 8 сентября 1941 года немцы взяли Шлиссельбург и взяли Ленинград в блокаду. Остров тоже оказался в осаде. Начались ежедневные бомбежки и артобстрелы.

«Немец с того берега покоя не давал. Утром стрелял, в обед стрелял, вечером стрелял. Особенно по заводам. А ночью бомбил. А ещё мы видели, как много тяжелых самолётов-бомбовозов летело с запада бомбить Ленинград».

Немецкие самолеты периода Второй Мировой войны. Фото размещено как иллюстрация.
Немецкие самолеты периода Второй Мировой войны. Фото размещено как иллюстрация.

Однако вскоре к кронштадтцам пришел самый страшный спутник блокады - голод. Ялышевым пришлось совсем тяжело.

«Я сама по себе питалась. 15-летняя девочка. Продукты получала по иждивенческой карточке - 125 грамм. Я делила этот хлеб на маленькие кулёчки на 2 дня. Брала двухлитровую баночку соленой воды и пила ее. Есть было нечего. Я уже не боялась бомбёжек. “Умру, так умру здесь”, - так я думала.

Ежедневная норма выдача хлеба в период ноября-декабря 1941 года - 125 грамм.
Ежедневная норма выдача хлеба в период ноября-декабря 1941 года - 125 грамм.

Брат пошёл один раз продукты по карточкам получать на всех, и продавец видимо какую-то баночку ему не дал. Брат повернулся, ему было 13 лет, хотел взять эту баночку. Вместо этой баночки у него все продукты и утащили.

Нас спасла наша коровушка, которую мы держали до войны. Когда началась война, мы её зарезали и сдали государству. Нам дали по 2 килограмма мяса на человека. За счёт этого и выжили, наверное. Только за счёт этого».

В условиях блокады выжить помогала рабочая карточка. Поэтому Зарифа Умяровна пошла устраиваться на работу. Для этого ей пришлось пойти на обман.

«15-летних не брали, и я малость нахулиганила в своей метрике, прибавила себе год к возрасту. 15 лет на 16 исправила. Устроилась в стройконтору кровельщиком, сначала учеником, а потом стала бригадиром. Были у меня подчиненные, 3 девочки-сверстницы. Мы работали на крышах - немец дырки сделает снарядом, а мы заплаточки ставим.

Фото размещено в качестве иллюстрации. Девушки-бойцы МПВО ремонтируют крышу здания в Ленинграде. Место съемки: Ленинград.
Фото размещено в качестве иллюстрации. Девушки-бойцы МПВО ремонтируют крышу здания в Ленинграде. Место съемки: Ленинград.

У меня от голода все жилы высохли на ногах, и я ходила на цыпочках. И однажды со столовой выходим с девчонками, я впереди иду, они сзади. И девчонки говорят: “Зойке три дня до смерти”. А я повернулась и сказала: “Девчонки, я еще жить буду!”

31 августа 1943 года Ялышева Зарифа Умяровна была награждена медалью “За оборону Ленинграда”. А Кронштадт всё ещё находился в осаде. Полностью Ленинград, а вместе с ним и остров, удалось освободить только через 872 дня - 27 января 1944 года. С того времени для всех людей, переживших блокаду, январский день является одним из самых главных праздников.

Война - это потеря близких в каждой семье. Зарифа Умяровна потеряла в блокаду папу, умершего от голода. Уже после войны до нее дошли и другие страшные новости.

«Мой дядя, Кичмасов Али, пятерых детей оставил. Погиб без вести. Дядя Хасан с бабушкой лежат в общей могиле в Ленинграде. Старший брат, Халим, воевал еще в Финскую. А в эту пропал без вести. Брат Хафис тоже погиб, похоронен в Казани».

У Зарифы Умяровны Иргазиновой после войны была большая трудовая жизнь, только на Морском заводе Кронштадта она отработала 51 год. Сейчас её окружают заботливые дети, внуки, правнуки и праправнуки. И молодому поколению она желает одного: чтобы они берегли Родину, жили в мире и согласии.

-5

#Росмолодежь #росмолгрант #ресурсцентр #роспатриот #ВКМП #Россиястранавозможностей