На конференции «Дистанционное образование: непростые выводы массового социологического опроса граждан», состоявшейся 27 августа в Уфе психолог Ирина Медведева сказала, что школьные годы – это подготовка ко взрослой жизни в обществе и нельзя, чтобы ребенок общался только с близкими людьми, ведь тогда нельзя обкатать модели поведения с людьми чужими. Потому что в семье «тебя все любят, ты всех любишь» и не надо прилагать усилий для налаживания отношений.
О том, как человек взаимодействует с людьми во взрослой жизни, если в детстве не общался со сверстниками в коллективе, не контактировал с учителями, писали и классики. Например И.А. Гончаров в «Обломове».
Илья Обломов - бесхарактерный и безвольный человек, и автор показал, что таким его сделала именно семья, такое было воспитание. Чтобы понять характер героя и как он формировался, надо освежить в памяти пару глав, но сейчас остановимся на его обучении и на дальнейшей службе.
Обломов ездил учиться к соседскому помещику немцу Ивану Штольцу, который организовал для своего сына и детей соседних помещиков класс. В семье Обломова понимали, что без обучения не добиться хорошего места в обществе, а родственники любили мечтать, что Илья вырастет и будет иметь важный чин. Но как они, например, провожали Илью на недельную учебу к Штольцу? Автор пишет:
«Мать встречает его за чаем с улыбкой и с приятною новостью:
— Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?
Или иногда вдруг объявит ему: «Сегодня родительская неделя, — не до ученья: блины будем печь».
А не то так мать посмотрит утром в понедельник пристально на него, да и скажет:
— Что-то у тебя глаза несвежи сегодня. Здоров ли ты? — и покачает головой.
Лукавый мальчишка здоровехонек, но молчит.
— Посиди-ка ты эту недельку дома, — скажет она, — а там — что бог даст».
Если приезжает гостить недели на три родственница с детьми, это значит Илье надо на это время остаться дома. «А там и праздник, а там кто-нибудь в семействе почему-то решит, что на фоминой неделе не учатся; до лета остается недели две — не стоит ездить, а летом и сам немец отдыхает, так уж лучше до осени отложить».
Теперь о карьере Обломова, к чему это привело.
Что он думал о будущей государственной службе: «Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и тёплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записывания в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец».
Об отношениях между коллегами: «Он полагал, что чиновники одного места составляли между собой дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях…»
Неудивительно, что герой романа, не имея большого опыта общения вне семьи, проецировал семейные отношения и на служебные. Он очень удивлялся, что нельзя здоровому человеку не приходить на службу, что надо постоянно работать - заполнять всевозможные бумаги и отправлять их по правильным адресам. Что делать это надо все быстро, а не размеренно по-домашнему.
Он спрашивал себя: «Когда же жить. Когда жить?» Напомню, что «жить» в его понимании, это ничего не делать, лежать на диване и мечтать (сидеть весь день перед экраном монитора играя или просматривая ролики).
О начальнике думал, что он как отец, только и должен заботиться о нуждах и удовольствиях подчиненных. Но даже с учетом того, что фактически начальник был тихим, никогда не приказывал, а только просил, Обломов при нем робел.
В итоге Илья прослужил два года, а на третий с ним случился «особый случай». Он отправил корреспонденцию вместо Астрахани в Архангельск. Обломов знал, что наказание ограничится замечанием. Но не мог выдержать и этого. «Обломов не дождался заслуженной кары, ушёл домой и прислал медицинское свидетельство».
После больничного он уже не смог пересилить себя и возвратиться - подал в отставку. «Так кончилась – и потом уже не возобновлялась – его государственная деятельность», - пишет автор.
Можно сказать, что такая «карьера» - особенность воспитания. Конечно, сейчас семейного воспитания не хватает, а Обломов напичкан именно воспитанием семьи, ведь у него «семь нянь» и он единственный #ребенок.
Но общение в школе со сверстниками и учителями как раз и должно сравнять такие семейные выпуклости. Ведь каждый #ученик приносит в #школу свои модели поведения, они проверяются на эффективность, где-то высмеиваются, где-то оцениваются. Опять же, есть #учитель. Это создает синергийный эффект для вырабатывания общих правил.
Поэтому, что обломовская семья, что #дистанционное обучение обучение – гробят ребенка, не дают ему раскрыться, общаться, набираться опыта, а потом и любить, страдать.
Если в первом случае это привело к безволию и апатии, то во втором случае все зависит от «контента», который ребенок будет потреблять в интернете. Ведь он же должен изучать внешний мир! Но, к сожалению, современный контент только сворачивает все человеческое. А если и есть «родовая память» как жить, то она сумеет закрепиться в сознании только при общении в коллективах, а этого как раз детей и лишают.