Факты о Кристофере Нолане
Кристофер Нолан начал снимать кино раньше, чем пошел в школу
Кристофер Нолан начал заниматься съемками фильмов, когда ему было 7 лет, а в 11 окончательно решил стать профессиональным режиссером. После школы он поступил в Университетский колледж Лондона, где изучал английский язык, параллельно снимая короткометражные фильмы. Один из них, Larceny (1996), был показан на Кембриджском кинофестивале, а в другом, «Жуке-скакуне» (1997), снялся друг режиссера и будущая звезда его фильма «Преследование» Джереми Теобальд.
Режиссер внимателен к деталям
Несмотря на раннее начало карьеры, до сих пор Кристофер Нолан снял только 11 фильмов. Все потому, что режиссер уделяет предельно много внимания сценарию. Ему потребовалось 10 лет, чтобы написать «Начало» (2010), а над «Доводом» (2020) он и вовсе работал 20 лет. В каждом новом фильме Нолан раздвигает границы жанров: сняв «Помни» (2000), он совершил революцию в структуре киносценариев; в трилогии «Темный рыцарь» (2008) режиссер показал абсолютно новое, актуальное и реалистичное видение супергеройских лент; а в «Престиже» (2006) превратил фантастический триллер в работу с гранями человеческих возможностей.
Для него кино — это еще и техническое искусство
Кристофер Нолан — фанат старых технологий и с особым внимаем относится к качеству съемки. Он один из немногих режиссеров Голливуда (наряду с мэтрами Квентином Тарантино, Стивеном Спилбергом и Вуди Алленом), кто по-прежнему предпочитает цифре пленку. Когда в 2014 году Kodak оказалась на грани банкротства, Нолан поддержал компанию, поспособствовав заключению контрактов с Disney, Fox, Paramount, Sony, NBC Universal и Warner Bros. «Пленка — это лучший способ запечатлевать изображение и проецировать его. Это так, тут не о чем спорить», — уверен он. Последний фильм режиссера, «Довод» (2020), также был снят на 70-миллиметровую пленку в технологии IMAX.
У Кристофера Нолана особое восприятие времени
Кристофера Нолана с юности интересовал феномен темпоральности. Его первый киноуспех — фильм «Помни» (2000) — стал перевернутой во времени историей мести. Затем, в фильмах «Начало» (2010) и «Интерстеллар» (2014), режиссер исследовал концепцию относительности времени, а именно его многоуровневость. Так, в фантастическом триллере с Леонардо ДиКаприо Нолан обращается к бессознательному, в котором пласты времени во сне и наяву перемешиваются. В космической драме с Мэттью Макконахи, часть действий которого происходит в космосе, время на планете Миллер течет примерно в 4000 раз медленнее, чем на Земле. В последней киноработе режиссера, «Доводе» (2020), время — это таймлайн, по которому можно одновременно двигаться вперед и назад, встречая самого себя в прошлом и будущем.
Режиссер не стесняется пользоваться насмотренностью
Кристофер Нолан не скрывает, что черпает вдохновение у коллег, и честно делится со зрителями впечатлившими его фильмами. В детстве режиссер был особенно подвержен влиянию «Космической одиссеи 2001 года» (1968) и «Звездных войн» (1977). Затем его синефильский список (которым он поделился с Criterion Collection) пополнился фильмами «Алчность» (1924), «Стукач» (1984), «Нетерпение чувств» (1980), «12 разгневанных мужчин» (1956), «Завещание доктора Мабузе» (1933), «Тонкая красная линия» (1998), «Мистер Аркадин» (1955), «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» (1982), «Ради всего человечества» (1989) и «Кояанискатси» (1983). Также многие приемы Нолан почерпнул из живописи и литературы. В своих недавних работах он вдохновлялся картинами нидерландского графика Маурица Эшера, рассказами аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса и романом букеровского лауреата Грэма Свифта «Земля воды».
Источник фотографий: Getty, кадры из фильмов