Найти тему
6000 миль до Голливуда

Великая стена

Оглавление

Мэтт Дэймон натягивает лук. Фэнтези-боевик от создателя "Дома летающих кинжалов" и "Героя".

(The Great Wall, 2016, США / Гонконг)

Видать, и правда реальная история Великой Китайской стены настолько скучна, что сам культовый режиссер Чжан Имоу не нашел её интересной (он же, к слову, постановщик церемоний открытия и закрытия Пекинской олимпиады-2008). В смысле - не впечатлили его атаки на Поднебесную банальных орд кочевников, против которых и строилась когда-то эта преграда.
Вот и пришлось Чжану изобретать велосипед с квадратными колесами - бросать в атаку на Великую стену кого-то более экстравагантного и опасного. И клыкастого. И зеленого. И в таком количестве, что даже миллионы китайцев при виде него дружно схватились в отчаянии за головы.

Впрочем, обо всем по порядку.

- Да вы, сеньор Паскаль, прямо Хафтор Бьёрнсон! Какая силища: держать одной рукой столь огромный топор! - Да что я! Это ведь пенопласт. А вот вы реально круты, мистер Дэймон: стрелять из лука без тетивы!
- Да вы, сеньор Паскаль, прямо Хафтор Бьёрнсон! Какая силища: держать одной рукой столь огромный топор! - Да что я! Это ведь пенопласт. А вот вы реально круты, мистер Дэймон: стрелять из лука без тетивы!

Итак, на дворе у нас начало 11 века и вроде бы даже в нашей, а не в параллельной вселенной. И вроде бы даже не сказка. Ведь только в сказках цари посылают героев за всякой ерундой вроде молодильных яблок, царевнолягушек, а то и вовсе - при слишком бурной царской фантазии, - за "тем, не знамо чем".
В этой же не-сказке всё серьезно, как на съезде производителей штангенциркулей. Поэтому ее герои идут "знамо куда" - в Китай. И "знамо зачем": выведать секрет крутого в ту пору ноу-хау - пороха. Ибо Китай многолюдный, и если спрашивать об этом каждого встречного, наверняка кто-нибудь из них да расколется.

Однако ещё до того, как наши петардоискатели постучались во врата династии Сун, их успели больно потыкать копьями кочевники. А также покусал некий зубастый реликт, коего в Европе давно рисовали лишь в комиксах. Покусал за мягкие места и тоже чувствительно. И когда вдали наконец-то замаячила Великая Стена, странников к тому часу осталось всего двое - лучник Уиллем (Дэймон) и мечник Перо (Паскаль).

Увы, гарнизон в разноцветных доспехах, что охранял Стену, гостям не обрадовался.
Оно и понятно. Всё вокруг было по-фэнтезийному гламурненько, а тут явились какие-то европеоиды в замызганном шмотье и испортили весь фэн-шуй. Поэтому нашу парочку удалили с глаз долой, посадив под арест и на сухпаек. А сами хозяева построились в шеренги и пошли отражать атаку тех самых зеленых крокодогов, что покусали гостей. А потом шли по запаху Уиллема и Перо, благо в букете запахов у них, мывшихся еще при переправе через Волгу, недостатка не было.
И не говорите - одни проблемы от этих
лаоваев!

- Спокойно, дамочка! Сейчас не место и не время косплеить "Титаник"!
- Спокойно, дамочка! Сейчас не место и не время косплеить "Титаник"!

Ясен инь, что пропустить такую движуху, как война с крокодогами, арестанты не могли. Однако, когда они с помощью "доброжелателя" сбежали из кутузки, их взорам предстало ошеломляющее шоу под названием "Древнекитайская оборона замка". Которая отличалась от европейской... да, в общем-то, всем!

Начать с того, что даже нормально обозвать свои разноцветные войска китайцы не могли.
Вместо мечников, лучников копейщиков, конницы и спецназа защитники стены величали друг друга Журавлями, Медведями, Орлами, Тиграми и даже... кхм... Оленями (какое совпадение: в бытность мою в нашей армии сержанты тоже по "молодости" часто называли нас Оленями!). Видимо, чтобы грубые армейские выражения звучали по-восточному поэтично: "Эй, Журавли! Все качаем крылья - упор лежа принять!", или "А ну бегом драить толчки, Тигр!", или "Дембель стал на день короче, дед Олень, спокойной ночи" и т. д.

Само собой, было бы странно, кабы и воевали тут по-европейски скучно, без фантазии и гламура.
Именно поэтому китайцы себе не ищут легких тактических путей. Вроде бросания сверху на вражьи головы булыжников или опрыскивания штурмующих кипяточком. К чему такая простота, если можно подвесить Журавлей на тросах, чтобы они бегали по вертикальной поверхности с копьями наперевес? И радовали всех, включая врага, акробатическими пируэтами в духе цирка Дю Солей?
А уж про всякие механические гаджеты, что выскакивали из Стены, будто лезвия, отвертки и пилочки из швейцарского ножа, и говорить нечего. Как и про автоматы для выкатывания каменных шаров - этакое гигантское "спортлото" для противника, только без выигрышных номеров.

— Эй, а почему это я Мистер Розовый? © "Бешеные псы".
— Эй, а почему это я Мистер Розовый? © "Бешеные псы".

Короче говоря, во всем этом парке аттракционов не хватало лишь "автодрома" да будки с моментальным фото.
Однако Уиллем с Перо не расстроились. Наоборот - радостно подключились ко всеобщему экшен-веселью, чем и развлекали себя на чужбине, благо крокодоги в Китае всё не кончались и не кончались.
...А больше в этом фильме, собственно, ничего такого и не происходит.

***

В общем, если засунуть связку петард в коробку с фломастерами, а потом бабахнуть ее - примерно так и выглядит это ярко-красочное фэнтези Чжана Имоу с бюджетом 150 млн. $. Куда вдобавок к фломастерам засунули еще Мэтта Дэймона, Педро Паскаля и Уиллема Дефо - видимо, "замануха" для евроамериканского зрителя.

Только вот он на столь дешевую уловку не купился и в прокате "Великую стену" продинамил. Хотя, может быть, и напрасно. Как фейерверк бестолковых спецэффектов, картина выглядит почти образцово-показательно, а на фоне всяческих Комиксменов - ещё и по-хорошему экзотично.

Трейлер фильма: