Немало копий в судах в отделениях ПФ ломается из-за правильного применения пункта 9 статьи 30 173-ФЗ, ох немало.
Сегодня хочу дать максимально подробное обоснование его применения.
Первое, о чём следует сказать, что право на применение расчета с использованием положений этого пункта принадлежит не сотрудникам ПФ, а тому лицу, у которого пенсия назначается досрочно при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 27, статьях 27.1 и 28.1. Это прямо сказано в законе, и отдавать свои права никому не советую. Каждый из этих граждан выполняет несколько условий, которые определяют назначение ему пенсии досрочно. Во-первых, это наличие специального стажа в достаточном количестве на дату назначения пенсии (обратили внимание? не на 01.01.2002 года, а на дату назначения пенсии), во-вторых, наличие общего страхового стажа или длительности работы, которые различаются в зависимости от того пункта, по которому человека отправляют на пенсию, в-третьих, достижение требуемого возраста.
#расчет пенсии
Разберём по пунктам. Во-первых, специальный стаж. Только в подпунктах 1 и 2 предусмотрено снижение возраста для досрочного выхода на пенсию при неполном специальном стаже. То есть, минимальный требуемый специальный стаж для досрочного назначения пенсии по спискам №№ 1 и 2, определяющий применение этих подпунктов для назначения досрочной пенсии - это половина от полного специального стажа. Именно поэтому при расчете с применением вместо общего страхового стажа величины имеющегося специального стажа стажевый коэффициент составляет 0,55 при продолжительности специального стажа, равного продолжительности минимального стажа, указанной в п.п. 1 и 2 статьи 27( и во всех остальных пунктах статьи 27), требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год спец. стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20. То есть п.п. 1 и 2 дают при расчете СК=0,55 при наличии половины специального стажа, которые уже определяют возможность досрочного назначения пенсии. В остальных пунктах статьи 27 стаж соотносится уже к тому, который в них непосредственно указан, так как он уже должен быть выработан в полном размере.
#пенсионное законодательство
Общий страховой стаж. Если внимательно прочитать разбираемые пункты, то нужно обратить внимание, что требуемый общий страховой стаж отличается в зависимости от характера выполняемой работы и в разных пунктах разбираемых статей он может быть разным. Это обязательно нужно помнить, так как расчет пенсии необходимо всегда делать с использованием и общего страхового стажа, и специального. Это необходимо, чтобы был выбран вариант наиболее выгодного пенсионного обеспечения. Разбирать будем на примере мужчин (для женщин эти требования к стажу уменьшаются на 5 лет). Так, по списку 1 в пункте 1 мужчинам требуется не 25, а 20 лет страхового стажа, тем, кто указан в пункте 11 - работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет ( то есть в этом случае специальный стаж фактически равен требуемому общему); в п. 13 исключение сделано, если лётная работа была оставлена по состоянию здоровья, и в этом случае требуется только 20 лет стажа. Спасателям, указанным в пункте 16, требуется всего 15 лет спец. стажа, который для них будет одновременно являться и страховым. Здесь нужно ещё подключить тех, кто выходит по статье 28, так как в части 1 п.1 требует для мужчин не менее 20 лет общего стажа, , пункт 4 - 15 лет, пункт 5 - 20 лет.
#пенсионная реформа
Это нужно помнить, как "Отче наш", так как при определении по пункту 3 статьи 30 величины расчетной пенсии от общего страхового стажа тем, кто выходит на пенсию досрочно по статьям 27 и 28, применяется именно требуемый страховой стаж, указанный в статье - основании выхода на досрочную пенсию. Это зафиксировано во втором абзаце после формулы определения расчетной пенсии . Сначала расшифровывается определение стажевого коэффициента для тех, кто выходит на пенсию в общем возрасте, а определение стажевого коэффициента для досрочников выделено в отдельный абзац, который прямо указывает, что при расчете от общего страхового стажа используются именно тот требуемый страховой стаж, который указан в каждом конкретном пункте.
Почему я так подробно остановилась на этих вот стажах? Потому что сотрудники ПФ слишком часто не соблюдают данные требования закона. Обычные их отписки заключаются в следующем: "У Вас на 01.01.2002 года нет полного специального или общего страхового стажа (или того и другого), поэтому мы не можем применить расчет по п.9"
Верен ли такой подход к закону? Моё личное убеждение, основанное на внимательном прочтении и самого закона, и различных постановлений, на которые ссылаются работники ПФ - утверждение более, чем ложное.
Обоснование моей позиции.
1. Пункт 9 не является непосредственно пунктом, по которому что-то определяется. Он лишь предоставляет право тем, у кого помимо общего страхового стажа (имеющегося по отношению к требуемому) есть ещё и специальный (имеющийся по отношению к требуемому) произвести расчет РП по пункту 3 (не по пункту 4) от любого из этих видов стажа с целью выбора наиболее выгодного варианта пенсионного обеспечения. Всё!!! Больше этот пункт ни о чём не говорит! То есть он отсылает нас в пункт 3, который сам по себе тоже не является пунктом определения величины пенсионного капитала, заработанного человеком до 2002 года, а является алгоритмом определения лишь одного из элементов, подставляемых в формулу расчета пенсионного капитала по пункту 1. В пункте 3 мы не определяем полноту имеющегося стажа по отношению к требуемому, мы лишь их сравниваем и определяем, когда ставится минимальный СК=0,55, и может ли он быть увеличен, если используемый для расчета стаж больше минимального порога. Этот парадокс я разберу чуть позже на примере.
Говоря о том, что расчет по пункту 3 нельзя для досрочников вести при неполном общем страховом стаже (или специальном) до 2002 года, ПФ кривит душой и передёргивает. Ведь всем, кто выходит на пенсию по общим основаниям расчет РП по этому пункту ведется независимо от того, есть ли у человека на 01.01.2202 года полных 25 мужских или 20 женских лет общего стажа. Ставится 0,55, и считается без всяких оговорок или условий. В противном случае всем практически без исключения пенсию следовало бы рассчитывать по невыгодному пункту 4. Так почему же вдруг для досрочников на эту дату общий страховой стаж должен быть обязательно полным? То есть, им искусственно пытаются навязать обязательное наличие полного общего страхового стажа, хотя об этом в тексте закона не сказано ни слова. В конце концов, это прямо противоречит 19 статье Конституции, где сказано. что запрещены любые формы ограничения прав граждан.
Достаточность стажа определяется уже при расчете пенсионного капитала по пункту 1, где выводится соотношение имеющегося стажа, используемого для расчета по отношению к полному требуемому.
Давайте на примере. У мужчины до 2002 года 9 лет 6 месяцев спец. стажа по списку №1. Весь стаж выработан в период с 1990 по 2000 год. Зарплата приличная. Общий стаж с учётом армии и периодов работы в обычных условиях труда 15 лет с 1986 года. Как рассчитать его ПК от общего и от специального стажей?
Спец. стаж. Сначала определяем, что его возраст выхода на пенсию снижается от общего на 9 лет (по одному году за каждый полный год спец. стажа), то есть он имеет право на назначение пенсии в 51 год.
Определяем стажевый коэффициент: стажа на 4 полных года больше, чем минимально требуемые для снижения возраста, то есть СК=0,55+0,04=0,59.
РП=1671*0,59*1,2 = 1183,07. Вычитаем базовую часть: 1183,07-450=733,07.
Определяем период ожидаемой выплаты пенсии. В общем возрасте Т=228 месяцев, для досрочников Т=252 месяца.
Идём в пункт 1: ПК=733,07*252 = 184733,64.
Вот теперь как раз и полнота стажа: Стаж неполный - 9 лет 6 месяцев - 3420 дней. 10 лет - 3600 дней. Вычисляем понижение ПК: 3420/3600= 0,95, следовательно ПК будет уменьшен на эту величину: 184733,64*0,95=175496,95.
Применяем валоризацию. До 1991 года стажа нет, остаются "голые" 10%
175496,95*0,1 = 17549,70. Складываем и получаем величину ПК на дату 01.01.2002 года: 175496,95+17549,70 = 193046,65.
Индексируем: 193046,65*5,6148163 = 1083921,40.
Дальше мы может сложить эту сумму с расчетным Пк за 2002-2014 годы и вывести общий до 2015 года ИПК, а может просто отдельно рассчитать ИПК до 2002 года: 1083921,40 / 252 / 64,1 = 67,103 балла.
Общий стаж: он меньше требуемых 20 лет, следовательно СК=0,55.
РП=1671*1,2*0,55 = 1102,86, вычитаем базовую часть, на страховую остаётся: 1102,86-450 = 652,86
ПК = 652,86*252=164520,72. Стаж неполный 15 лет - 5400 дней. Полный требуемый стаж 20 лет - 7200 дней. Соотношение 0,75, следовательно при понижении ПК составит: 164520,72*0,75 = 123390,54. Зато валоризация будет уже больше, так как с 1986 по 1990 год у него 5 полных лет стажа, это даст 10+5=15%: 123390,54*0,15 = 18508,58, а вместе
ПК=123390,54+18508,58 = 141899,12, с индексацией 141899,12*5,6148163=796737,49.
Отсюда ИПК до 2002 года от общего стажа: 796737,49/252/64,1 = 49,324 балла.
Какой вариант более выгоден? естественно, от спец. стажа, так как даже при меньшей валоризации и при неполном стаже ИПК до 2002 года получилась разница в 17 с лишним баллов.
Но поскольку у ПФ существуют прямые указания, занижать размер пенсии любыми способами, расчет от спец. стажа эта контора делает с большой неохотой, и часто только по решению суда. В судах ПФ довольно часто ссылается на Постановление ВС №30 п. 28 п.п.7 Однако, если внимательно прочитать, что в нём написано, то формулировка достаточно обтекаема: право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ). Обращаю внимание: ни слова о том, что необходимо на 01.01.2002 года наличие полного страхового стажа. Я не вижу оснований для таких выводов. Просто должен быть до 2002 года не только общий страховой, но и специальный стаж. Не будет до 2002 года спец. стажа, о каком расчете по пункту 9 может идти речь? Но однако же, выскажу своё "ФИ". Как можно, говоря о таких щепетильных темах, как пенсия, высказываться неопределённо? А именно этим и грешат многие судебные решения.
На сегодня всё. Надеюсь, Вы меня поняли. Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу. А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем! Полный список моих публикаций, посвященных пенсионному законодательству находится в этой статье, а контакты есть во многих статьях про наши многострадальные пенсии.С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.