Московский метрополитен открылся для пассажиров 15 мая 1935 года и через несколько лет будет отмечать очередной юбилей. На днях услышала слова мэра Москвы о том, что в конце 2021 года и в начале 2022 на нескольких станциях Московского метрополитена будет внедрен проход с помощью системы распознавания лиц. Так и хочется сказать: " До чего дошел прогресс!"
Этапы большого пути
Давайте вспомним, как мы входили в метро в детстве, юности, в зрелые годы. В первые годы существования метро продавались бумажные билетики, которые проверяли контролеры на входе, а также можно было нарваться на проверку и во время поездки, уже в вагоне. Причем цвета билетиков были разные, даже на одной линии билет "туда"был одного цвета. а билет "обратно" уже другого.
Действовали билеты определенное время - 40 минут. В 1936 году были установлены автоматы по продаже билетов, что сократило время покупки и очереди в кассах. Так продолжалось почти 20 лет, мусора от корешков билетов на полу в метро было много, не успевали подметать. Но прогресс на то он и прогресс, что не стоит на месте и облегчает жизнь.
В 1957 году началось массовое внедрение на станциях метро турникетов. Причем они были открытые и закрывались, только если пассажир хотел проскочить "зайцем", иногда случались даже травмы, больше среди мужчин. Для турникетов выпустили специальные жетоны стоимостью 50 копеек.
Такие жетоны существовали недолго. После деноминации в 1961 году помню, все вдруг подешевело в 10 раз, и зарплаты тоже, да и новые денежные купюры стали значительно меньше размером, уже помещались в кошелек. Однако мелочь, т.е. монеты, решили оставить, их производство было дорогим удовольствием. Да и народ приучался беречь копейку, она уже что-то стоила. Если не путаю, на нее можно было купить коробку спичек, иногда их давали на сдачу. Оказалось, что медные пятаки (столько тогда стал стоить проезд в метро) очень подходят для турникетов.
Такая система оказалась очень удобной как для пассажиров, так и для касс метро и действовала аж 30 лет. После 1991 года. когда началась скачущая инфляция и чехарда с ценами, медные пятачки уже не устраивали бухгалтерию метро, не удавалось сводить концы с концами.
Снова ввели жетоны, причем их цена менялась вместе с растущими ценами на все. Сначала жетоны чеканили из металла, а потом стали делать из пластика. Некоторые хитрецы разламывали пластиковый жетон пополам и пытались проскочить, бросив половинку. Иногда им это удавалось.
В 1997 году произошла"магнитная революция" в метро, началось массовое внедрение билетов с магнитной полосой. Это было удобно и выгодно как для метро, так и для пассажиров. Можно было покупать билет на несколько поездок, причем чем больше поездок, тем дешевле обходилась каждая. Дальше - больше. В 2008 году появились бесконтактные карточки для оплаты проезда, а в 2013 году была введена в обращение карта"Тройка".
Эта универсальная карта позволяла экономить время и нервы пассажиров. Ей можно стало пользоваться не только в метро, но и в наземном транспорте. кроме такси, конечно. И пополнить счет на карте тоже стало проще, причем разными способами. что здорово экономит время и нервы пассажиров. Кроме карты, для удобства пассажиров предусмотрена оплата с помощью мобильного телефона, а также различных аксессуаров - браслетов, брелков и даже колец.
Но вот чтобы проходить в метро, просто представив собственную физиономию - это круто! Посмотрим, что получится. Еще не вечер.
#ссср #20 век #Москва #метро #история