Найти тему
Про бизнес и жизнь

Пошаговая инструкция по укладке брусчатки, о которой вам не расскажут мастера

Постоянные читатели моего блога знают, что я уже больше месяца кладу тротуарную плитку на своем участке, при этом, не являясь профессиональным строителем. Однако если есть желание и руки растут из нужного места, то сделать такую работу самостоятельно не составит большого труда.

Единственное, если вы решите сами уложить брусчатку на своем участке, что вам понадобится - пошаговая инструкция. Когда я начал искать эту информацию, то пришел в некоторое смятение от взаимоисключающих советов. Даже мастера, с которыми мне приходилось разговаривать, всех нюансов не рассказывали.

Все для того, чтобы я отказался от мысли о самостоятельной укладке, а обратился к ним. Основными аргументами, было то, что без виброплиты, специального станка для резки плитки и опыта, у меня ничего не получится. Как бы я ни старался, уже после первой зимы, бордюры расползутся, плитка разойдется и начнет проседать.

Но что-то подсказывало мне, что это не совсем соответствует действительности. Если с опытом можно было частично согласиться и то с оговоркой, что он будет влиять только на скорость работ, с остальным я был в корне не согласен. Плитку можно резать обычной болгаркой, которая у меня есть, а виброплиту спокойно дают в аренду.

Проанализировав кучу информации, я сделал пошаговую инструкцию по укладке брусчатки, которой придерживаюсь сам и сегодня решил поделиться с вами. В ней я откинул все лишнее, затратное и не эффективное с моей точки зрения. Оставив лишь только-то, что действительно важно.

И так, начнем. Первое, с чем вам нужно определиться, так это с тем, какой тип тротуарной плитки вы будете использовать: вибролитую или вибропрессованную. У каждой из них, есть как свои плюсы, так и минусы. Главным отличием, о котором мне говорили как практически все производители и мастера – срок службы.

На прессованную плитку, они дают гарантию десять лет, на литую около пяти. Но это только те, кто предлагает оба варианта. Когда я столкнулся с производителями только литой, они спокойно гарантировали те же десять лет. Порыв интернет, я пришел к выводу, что срок службы у них примерно одинаков.

Интерес же производителя состоит в том, что прессованная плитка стоит дороже. У мастеров тоже свой интерес – прессованная плитка всегда геометрически идеальна, чего не скажешь о литой. Соответственно укладывать ее проще и быстрей. Тоже самое и с бордюрами. Поэтому вывод здесь только один – хотите сэкономить, можете брать литую и класть ее самостоятельно, но тогда придется помучиться с укладкой. Если будете привлекать для этого мастеров, то они наверняка завысят ценник.

После того, как вы определитесь с типом тротуарной плитки, вам нужно приступить к планировке участка. Для этого вам понадобится строительная леска, колышки, гидро или лазерный уровень и рулетка. Это очень важный этап, требующий скрупулезности. Ведь даже погрешность в один сантиметр по высоте или ширине может испортить всю картину. И помните: чтобы сделать ровный квадрат или прямоугольник нужны не только одинаковые стороны, но и диагонали.

После разметки, нужно снять верхний слой грунта, в том месте, где будет лежать плитка. Глубина делается из расчета, что глубина от верхней части бордюра должна быть 7 см. для гравийной подушки + 5 см. для отсева + толщина вашей плитки. Под бордюры так же требуется отсыпка щебнем, если конечно вы живете не на юге, где нет пучения почвы.

Дальше идет установка бордюров. Тут важно понимать, что они должны заливаться бетоном полностью, чтобы они оказались в неком желобе, а не на ляпках. Для дополнительной прочности, в некоторых местах, я использовал стеклопластиковую арматуру, хотя для Краснодара это излишне, но я перебдел. Как я устанавливал бордюры, есть видео:

После этого, участок засыпается гравием. Вот тут-то и понадобится виброплита но подойдет и деревянная трамбовка. В моем случае было именно так, к тому же у меня было больше года между укладкой гравия, и плитки и первый утрамбовался естественным образом.

Одним исключением будет место стоянки автомобиля. Там площадку нужно обязательно забетонировать, для армирования подойдет обычная стальная сетка с ячейкой в 10-15 см. и пятисантиметровым слоем бетона. В этой площадке на метровом расстоянии нужно обязательно сделать несколько отверстий, для того, чтобы вода не скапливалась между плиткой и плитой. В противном случае, последняя будет напитываться влагой и быстрее разрушаться на морозе.

Следующим этапом укладываем на гравий строительный геотекстиль. На бетон его класть не нужно. По краям устанавливается по уровню и на нужную высоту профиль из квадратной трубы. Очень часто некоторые мастера советуют не использовать геотекстиль, а смешивать отсев с цементом в пропорции 1:6 без добавления воды и укладывать полученную смесь прямо на гравий, а сверху плитку. После трамбовки ее проливают водой, чтобы смесь схватилась. В этом случае песок из отсева не будет вымываться в гравийную подушку, и тогда геотекстиль не нужен.

У моих соседей все сделано именно так, и плитка стоит уже восьмой год. Немого просела только в местах, где стоят автомобили, так как бетонной площадки в том месте залито не было. В остальном все хорошо и плитка не потрескалась, однако у них очень дорогая сухопрессованная плитка с добавлением мраморной крошки, которая в то время стоила больше тысячи за квадрат.

Но, несмотря на все это, я от цемента отказался. Причин тут несколько: Во-первых, с геотекстилем дешевле и он так же не даст песку вымываться в щебень. Соответственно просадок тоже не будет. Во-вторых, гигроскопичность в моем случае будет лучше, а значит не нужно сильно заморачиваться с водоотведением. В-третьих, отсев без цемента не боится осадков, которые уже не раз начинались неожиданно. Ну и в-четвертых, понимая, что кладу брусчатку впервые, и могу накосячить, а без цемента, ремонт покрытия сделать проще.

Поэтому, на геотекстиль я насыпаю отсев. Ровняю правилом и просто утрамбовываю ногами. После трамбовки, добавляю еще немного и снова правилом, по квадратной трубе, как по рельсам, выравниваю слой. Потом от бордюра к противоположному бордюру натягиваю строительную леску и поднимаю ее на полсантиметра вверх. Перпендикулярно натягивается вторая леска и по ней укладывается тротуарная плитка, пристукиваемая киянкой.

После укладки брусчатки, необходимо пройтись по ней виброплитой. Эта операция не только выровняет ее, но и посадит на нужную глубину, добавив прочности всему покрытию. Затем плитку нужно покрыть гидрофобизатором. Этот состав защитит ее на несколько лет от впитывания влаги, а значит - продлит срок службы. На последнем этапе, с помощью щетки, швы заполняются обычным речным песком и покрытие готово.

Наглядно можно увидеть, посмотрев видео:

Надеюсь, что мой опыт, будет вам полезен, а о том, как я выбирал брусчатку и почему решил сам ее укладывать, можно прочесть в статье: