Найти тему
БОГАДАН

Легенда мирового кинематографа. ALIEN

«В космосе никто не услышит твой крик»

A L I E N (рус. «ЧУЖОЙ»). 20 ВЕК ФОКС. 1979

Презентационный плакат фильма "Чужой". 1979
Презентационный плакат фильма "Чужой". 1979

В начале 70-х годов XX столетия, на мировые экраны стремительно врывается новый кинематографический жанр – «ужасы» (другое название «фильмы ужасов»). К сожалению, зародившийся в США новый жанр, достаточно быстро скатился на уровень низкопробного кино, не получившего особой популярности у тамошнего зрителя. Подобные фильмы, в основной своей массе, имели, изначально, крайне низкий бюджет, при этом, все эти картины требовали других производственных условий, а именно, какой-то особой визуализации, то есть, зрителя нужно было чем-то удивлять. Это было сделать крайне сложно, так как опыта отличающейся от того, что уже имелось визуализации, не было ещë ни у кого. Чаще всего, сцены в фильмах с какими-то чудовищами в кадре, вызывали у зрителя смех, а не «ужас». Чуть позже, режиссеры отказывались от таких предложений продюсеров, имея негативный опыт своих коллег, которые брались за этот жанр. Было буквально несколько фильмов, действительно достойных внимания (например, «Нечто из другого мира»), но и они не получили популярности у американского зрителя. За «ужасы» брались и японцы, но все их попытки терпели фиаско.

Дереликт
Дереликт

В середине 70-х годов, сценарист и писатель Дэн О’Бэннон пишет удивительный сценарий. Суть истории состояла в том, что в далёком будущем (приблизительно в конце XXI века), космос уже давно освоен людьми, которые используют его по прямому, потребительскому назначению. В этой истории описывается уже «привычная ситуация», где заурядный корабль, состоящий из тягача и грузовой платформы, перевозящий из не указанной точки (какой-то другой галактики) к планете Земля груз (в виде минеральной руды), натыкается на какой-то неизвестный звуковой сигнал. Экипаж корабля, уже выполнивший погрузку руды, в момент основного полёта, находится в состоянии т.н. «гиперсна» («анабиоза») в специальных замораживающих капсулах. После получения некого сигнала экипаж пробуждается, так как автопилот требует от команды перехода в ручной режим управления судном. Экипаж корабля выясняет, что неизвестный сигнал поступает с находящейся на пути корабля совсем небольшой планеты. Члены экипажа, по инструкции их компании-работодателя, обязаны исследовать происхождение данного сигнала, а именно, опуститься на планету для выяснения обстоятельств. На неизвестной планете, они обнаруживают давно потерпевший крушение инопланетный корабль, на котором есть только один труп какой-то нечеловеческой, «чужой» формы жизни. Один из наиболее любопытных астронавтов-дальнобойщиков, решает пройти дальше. Опустившись в трюмный отсек этого «чужого» корабля, он обнаруживает непонятные объекты, напоминающие крупные яйца, внутри которых есть «органическое содержимое». Внезапно это «содержимое» вырывается из яйца, прожигая защитный шлем и закрепляется на лице астронавта. Другие ребята в шоке, они совершенно не понимают, что с этим всем делать дальше, так как их коллега жив, но питает его непонятная, паукообразная тварь, которую отодрать с лица коллеги не представляется возможным. Одна из попыток отсоединить этого паука с лица пострадавшего парня, заканчивается тем, что «паучья кровь», как оказалось, имеет кислотную основу и ей свойственно прожигать металл, а её капли чуть не повредили обшивку корабля. Далее паук отмирает, а пострадавший парень приходит в себя. Во время общего приема пищи, этому парню становится плохо, другим членам экипажа кажется, что он подавился едой, но, в какой-то момент, они начинают понимать, что парень сильно болен, а еще через несколько секунд из его груди вырывается совершенно омерзительный червеобразный паразит, который стремительно исчезает в помещениях космического судна. Их коллега погибает. Попытки отыскать червяка не увенчались успехом. Другой член команды, при всеобщих поисках этого небольшого червяка, сталкивается с существом, размеры которого намного превосходят размеры человека. Это невероятно быстро выросшее существо, сначала убивает этого члена команды, а затем уносит его тело в вентиляционные каналы космического судна. Капитан корабля принимает решение лезть в вентиляцию самостоятельно, после чего пропадает. В последствии выясняется, что среди членов команды затаилось заинтересованное лицо, которое даёт всем оставшимся в живых неправильные советы, уберегая, таким образом, «чужого». Далее, человек за человеком, члены экипажа погибают при столкновении с чужеродным существом. Выживает только один, наиболее сильный человек, не потерявший веру в человеческие возможности.

Астронавты на дереликте
Астронавты на дереликте

К доработке персонажей Дэн О'Бэннон приглашает единомышленника, сценариста Рональда Шуссета, который тоже мечтал о подобной истории.

Таких сценариев ещё никто и никогда не писал. В 1976 году сценаристы начинают предлагать свой труд. Более сорока лет назад, продюсеры кинокомпании 20 ВЕК ФОКС Дэвид Гайлер, Гордон Кэролл и Уолтер Хилл, хватаются за этот сценарий. Но рисковать продюсеры не хотят. Бюджет только 4 миллиона долларов. Однако и фильма категории «В», при таком «бурном сценарии», они снимать тоже не хотят. Встал вопрос о режиссёре. Было несколько кандидатов, но продюсерам нужен был незаурядный, новый человек. Такой человек нашелся в Англии. Ридли Скотт был режиссером рекламных роликов. К 1978 году, когда началась работа над фильмом, он имел только одну полнометражную картину. Это был художественный фильм «Дуэлянты». Данный фильм получил хорошие отзывы критиков, но это кино не имело никакого отношения к новому жанру. Опыт работы в съëмках рекламы и наличие этой хорошей картины, позволили продюсерам «Фокса» сделать режиссером нового фильма англичанина Ридли Скотта. К этому моменту, сценарий был окончательно доработан.

Ридли Скотт на съемочной площадке фильма. На заднем плане художник Х.Р. Гигер
Ридли Скотт на съемочной площадке фильма. На заднем плане художник Х.Р. Гигер

Итак, зрителя нужно было чем-то удивлять, а это требовало больших денежных средств. Образ «чужого» никак не шел. И вдруг, команда фильма наткнулась на фотожурнал с художественными работами швейцарского художника Ханса Рудольфа Гигера. Ридли Скотт от его произведений был просто в шоке. Он сказал продюсерам, что это именно то, что ему нужно. Чуть позже, бюджет фильма увеличился в два раза.

Ханс Рудольф Гигер
Ханс Рудольф Гигер

Действительно, в работах Гигера было всё, что нужно для съёмок их фильма. Главное - это образ чудовища, со скелетом, вывернутым наружу (главным образом, торчащие наружу ребра). Конечно, заключительный вариант образов выбирала большая комиссия, во главе с режиссером и продюсерами, но, тем не менее, художник Гигер, работал практически над всем, что касается «инопланетного», в одно лицо. Однако, червяка (младенца), вырывающегося из груди персонажа по имени «Кейн», придумал не Гигер. Над ним поработал сам режиссер, на основе уже утвержденной к созданию, крупной (взрослой) особи «чужого».

Прообраз "Чужого"
Прообраз "Чужого"

И пошел процесс. Для Гигера, на студии, была построена своя мастерская, состоящая из двух помещений. Ему никто не мешал, но режиссер часто заходил к художнику. Гигер создал там особь «чужого», лицехвата, инопланетный корабль «дереликт», яйца, коконы, и всё то, что связано с «инопланетным» в фильме.

Лицехват
Лицехват

Интерьеры корабля «Ностромо» создавала группа других художников-декораторов. Внешнюю форму корабля «Ностромо», стыковочного модуля и спасательного челнока, создавал сам Ридли Скотт с художественной группой.

"Ностромо"
"Ностромо"

В целом, почти все декорации фильма были в натуральную величину, кроме внешних моделей кораблей, размеры которых, однако, тоже впечатляли.

Что касается образа «чужого», то его представлял молодой темнокожий парень, одетый в специально подготовленный, окрашенный в темные цвета, силиконовый костюм. Рост актера Боладжи Бадежо был почти 220 см, а тело невероятно долговязое. В костюме «чужого», также был и каскадер, на эпизоде захвата в вентиляционную шахту «Брэтта», одного из членов экипажа корабля «Ностромо».

Окончательный образ "Чужого"
Окончательный образ "Чужого"

Крупный план «чужого» создавал итальянский инженер Карло Рамбальди. Он уже поработал над знаменитым «Кинг-Конгом» в 1976 году. Карло полностью создал всю механизацию головы «чужого». Фишкой образа было наличие второй (выдвижной) зубной группы – дополнительных челюстей, которые придумал Ханс Гигер. Всю эту конструкцию для съемок привел в действие Рамбальди.

Конструкцию выстрела лицехвата из яйца создавал, в том числе, и сам режиссер фильма.

Команда "Ностромо"
Команда "Ностромо"

Теперь об актёрском составе. Кастинг был объявлен как в США, так и в Великобритании. Изначально, состав актеров планировался сугубо мужской. Но, в сценарии не было указано, что все персонажи должны быть исключительно мужчинами. Решили сделать два женских персонажа. Один сильный, волевой («Рипли»), другой женственный и слабый («Ламберт»). Чуть позже был добавлен и робот-андроид «Эш».

На роль капитана «Ностромо», «Далласа», был взят уже тогда известный актер Том Скеррит.

Том Скеррит в роли капитана Далласа
Том Скеррит в роли капитана Далласа

«Рипли» порекомендовали. По цепочке кто-то кому-то сказал, что на Бродвее есть молодая актриса, высокого роста, подающая надежды. В кино она не снималась. Это было не так, и одна эпизодическая роль у неё уже была. Сигурни Уивер понравилась режиссеру, и он её взял на главную роль, хотя опыта съемок в главных ролях у неё еще не было, что создавало для него некоторые трудности.

Сигурни Уивер в роли Рипли
Сигурни Уивер в роли Рипли

Английская актриса Вероника Картрайт, уже снявшаяся на тот момент почти в десяти картинах и телесериалах, изначально планировалась на роль Рипли (до появления Сигурни Уивер), но роль Ламберт, в итоге, она сыграла блистательно.

Чужой подходит к Ламберт
Чужой подходит к Ламберт

В итоге отбора, роль Кейна, пораженного лицехватом, досталась Джону Хёрту, робота Эша сыграл Иен Холм (самый опытный актер группы, имел 20 ролей в кино, на момент начала съемок), Бретта – Харри Дин Стэнтон, а роль Паркера досталась Яфетту Котто.

Фильм хорошо «разбавил» корабельный кот по кличке «Джонси», который героически шипел на «Чужого», и был вторым спасенным членом «Ностромо».

Одна из многочисленных афиш фильма
Одна из многочисленных афиш фильма

Премьера произвела ошеломительный эффект. Первые 45 минут в фильме практически ничего не происходит. Зловеще звучащая музыка композитора Джерри Голдсмита и леденящая кровь игра актеров растворяет зрителя в происходящем. Иногда возникает впечатление полной безнадёги. В целом, фильм воспринимается как научно-фантастический триллер. Всё как-то очень серьезно. Ты находишься в постоянном напряжении, и не знаешь, что ждёт тебя дальше. Образ «чужого» получился действительно страшным. Его никогда не видно полностью. Страх пробирает от его металлической, огромного размера головы, отсутствии глаз, этих двойных челюстей. Жалко и Ламберт, которая, казалось бы, боится чудовища больше всех остальных. Этот «чужой», в итоге, её ещё и поимел.

Чужой висит на цепях спустившись из вентиляционных каналов
Чужой висит на цепях спустившись из вентиляционных каналов

В конце фильма, «чужой» преграждает Рипли путь на уже подготовленный к запуску челнок, чтобы та могла покинуть «Ностромо». Она пытается отключить уже запущенную систему экстренного уничтожения корабля, но уже не может это сделать, так как время истекло. «Чужой», вроде как, исчезает из этого прохода, и Рипли покидает корабль на челноке.

Рипли остается с коварным агрессором один на один
Рипли остается с коварным агрессором один на один

Финальная сцена, изначально отсутствующая в сценарии, психологически мощна. Казалось, всё уже позади, Рипли раздевается и включает систему обеспечения полёта. Среди бесконечных трубопроводов, она не видит уснувшего в них «чужого». Обнаружив присутствие «чужого», Рипли скрывается в стенном шкафу, где тихо надевает скафандр. Даже в самом конце фильма, когда она выбрасывает его из челнока, показана режиссерская идея о выживаемости этого существа, которое, имея рану, пытается зацепиться за выхлопную систему челнока, и войти через неё обратно в корабль. Находчивая Рипли, также как и «Чужой», пытающаяся выжить любыми способами, не даёт ему это сделать, включив все двигатели.

Рипли и Ламберт
Рипли и Ламберт

Образ стойкой молодой девушки, способной побороть неизведанное, агрессивное и враждебное, полюбился людям по всему миру. В последующие годы, было снято ещё три фильма-продолжения «чужой» истории, однако уровня первого фильма их режиссёрам достичь не удалось, потому, что второй фильм был типичным боевиком времён 80-х, третий - вообще какая-то канитель, а четвертый – построен на компьютерной графике, да ещё и с элементами комедии.

Фильм «Чужой» был снят в те времена, когда ни о какой компьютерной обработке и каком-либо программировании картинки не было и речи. Всё было сделано на студии и собрано воедино на монтажном столике Тэрри Роулингсом. Оператором фильма, в основном, был сам режиссер Ридли Скотт. То есть, режиссер не просто там командовал, а полностью пропустил съемку через себя, а это имеет огромное значение. Фильм получил «Оскар» за лучшие визуальные эффекты и более десяти различных кинематографических наград.

В заключении скажу, что это один из самых моих любимых фильмов, и рассуждать о нем можно бесконечно, хотя всё в этом мире конечно.

Автор Александр Богданов

#чужой #кинематограф #кино #фильм #легенда #экшен