Найти в Дзене
Историческое дело

Заслуживает ли Ричард I своей репутации военного гения?

Он, пожалуй, самый известный крестоносец средневековья, хотя ему и не удалось взять Иерусалим. Но должно ли это иметь значение для его репутации?

Прославленный как несравненный военачальник и вызываемый в народном воображении грозным борцом за христианство, Ричард Львиное Сердце, пожалуй, самый известный крестоносец Средневековья.

Ричард, высокий рыжеволосый сын короля Англии Генриха II, был одним из первых западных властителей, откликнувшихся на призыв к оружию, изданный папством осенью 1187 года после того, как Саладин ошеломил христианский мир, сокрушив силы крестоносцев.

В последующие годы Львиное Сердце взошел на английский престол, но династические ссоры и ожесточенное соперничество со своим товарищем по крестоносцам, королем Франции Филиппом II, привели к тому, что Ричард не достиг Ближнего Востока до начала лета 1191 года.

В возрасте 33 лет он был богатым, но относительно непроверенным монархом, обладавшим растущей репутацией храбрости и военного гения. Следующие 16 месяцев он вел кровопролитную и изнурительную войну за владычество Святой Земли.

Мало кто может утверждать, что Ричард сразу выиграл Третий крестовый поход , потому что Иерусалим остался непокоренным к концу кампании.

Тем не менее, среди современных историков прижился исключительно положительный взгляд на карьеру крестоносцев Львиное Сердце.

Согласно этой преобладающей интерпретации, Ричард был экспертом-практиком в «науке войны» и, как таковой, привнес в борьбу против Саладина непревзойденное военное чутье и одержал поразительную победу над мусульманским султаном в битве при Арсуфе, их только стандартное противостояние.

Битва при Арсуфе

В конце августа 1191 года стратегия крестовых походов Ричарда I была сосредоточена на одной главной цели.

После прибытия в Левант он быстро добился успеха, помогая активизировать христианскую осаду удерживаемого мусульманами Акко, выдающегося порта Палестины, и закрепив за собой этот важный плацдарм 12 июля.

Когда через несколько недель Филипп II довольно неожиданно вернулся во Францию, Львиное Сердце оказался под единоличным командованием Третьего крестового похода, но теперь ему нужно было срочно двинуться на юг, вдоль побережья к меньшему порту Яффо.

22 августа Ричард повел свою армию, насчитывавшую около 15 000 человек, из относительно безопасного Акко, находясь в непосредственной близости от войск Саладина.

Львиное Сердце, принял сознательное и активное решение бросить вызов Саладину лоб в лоб на 17-й день этого неумолимого наступления, намереваясь дать решающее сражение против султана на широкой песчаной равнине к северу от небольшого поселения. Арсуфа.

7 сентября 1191 года было днем ​​преднамеренной конфронтации и славы почти гомеровского масштаба.

Планируя использовать самое мощное оружие христиан, атаку тяжелой кавалерии, в которую входило около 2000 конных рыцарей.

Таким образом, великолепная армия крестоносцев начала свой марш, заряженная, практически готовясь к битве.

Вскоре после рассвета их встретило угрожающее видение: там, где лесистые холмы спускались к левому краю равнины Арсуф, Саладин собрал всю свою армию, «скопившись, как густая изгородь» - некоторые 30 000 мусульманских воинов, многие из них верхом.

Все утро христиане шли на юг, подвергаясь непрекращающимся лобовым атакам и ужасающей силе воздушных бомбардировок.

По словам Амбруаза, Ричарду так и не удалось развернуть свою тщательно подготовленную атаку, потому что два рыцаря в арьергарде неожиданно «вырвались из строя и атаковали турок».

Когда волна осознания распространилась по армии, тысячи крестоносцев повернулись, чтобы последовать их примеру, и король был вынужден передать оставшуюся часть своих войск. Несмотря на это, было сказано, что «Львиное Сердце» спас положение.