Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Способны ли мы объективно оценивать прошлое ?

На вопрос, вынесенный в заголовок, однозначно ответить сложно и у каждого на него будет свой ответ. Но поскольку автор в статье обычно высказывает своё (не обязательно единственно верное) мнение, то мой ответ скорее нет, чем да. Ведь оценочные суждения выносятся на основе сравнения чего-то с чем-то. А все ли могут абстрагироваться от опыта прожитых лет и, переместившись на ...цать лет назад сравнивать одни вещи из прошлого с другими из той же эпохи? Думаю что это сложно, хотя и абсолютно невозможным не является. Но, чтобы было более понятно, попробую привести конкретные примеры.

Так получилось, что тематикой канала является музыка и аудиотехника. Вот давайте с этого и начнём. С музыкой казалось бы всё ясно: большинство аудитории канала считает что музыка XX века в сравнении с тем, что мы слышим и слушаем сейчас, не подлежит сравнению (и сомнению). И с этим не поспоришь. Что же касается отечественной музыки тех лет, в сравнении с зарубежной  того же периода, то вот тут дебаты кипят нешуточные. Но это тот самый случай, когда спорить по сути не о чем. Поскольку это область вкусовых пристрастий, а о вкусах, как известно, не спорят. Хотя и сравнение современной музыки с музыкой прошлых лет по сути то же самое. То же...да не совсем. Всё-таки музыка это, прежде всего, искусство, а в искусстве пошлости не место. Я не хочу сказать что вся современная музыка это пошлость - вовсе нет. И, тем не менее, факт бездуховности в современной(прежде всего эстрадной) музыке имеет место быть. Особенно в нашей, отечественной. Но это следствие, а причина? А причина в том, что какое общество, такая и музыка. И пока люди голосуют рублём, отдавая кровно заработанные за билеты на концерты этих, с позволения сказать, «звёзд», ситуация вряд ли изменится. Да, взрослый, здравомыслящий человек, на концерты «бузовых» не пойдёт, но если на эти концерты идут наши дети, значит виноваты мы. Виноваты в том, что не привили своим чадам любовь к прекрасному и не научили их отделять «зёрна от плевел». Так что с музыкой вроде более-менее разобрались. А теперь давайте разберёмся с остальным.

Я редко ругаю отечественную аудиотехнику, поскольку у меня как раз получается сравнивать её между собой, но при этом не сравнивать с импортной техникой тех же времён и, тем более, с современной. Другое дело если вопрос стоит о том, есть ли смысл в наше время пользоваться советской аппаратурой. Если она у вас есть и, при этом, в работоспособном состоянии, то почему бы и нет. Конечно если её звучание вас устраивает. При этом думаю что с «подводными камнями», в процессе эксплуатации возрастной техники, все так или иначе знакомы. Впрочем, плюсы тоже имеются и главный - это цена. Да и ремонтопригодность тоже. Ведь если на старую импортную аппаратуру(особенно топовую) порой сложно (или вообще невозможно) найти запчасти в случае поломки, то на наши аппараты есть практически всё. И это потому, что изначально в наших изделиях практически не применялись сложные микросборки, процессоры и дефицитные микросхемы. Хотя, вполне допускаю, что исключения присутствуют. Но именно исключения.

В советские времена в моём личном владении успело побывать около двух сотен отечественных аппаратов. Начиная от ламповых радиол 50-х годов и заканчивая аппаратурой высшего класса из 90-х. И вот из этих двух сотен, откровенно плохие можно пересчитать по пальцам одной руки. То есть в процентном соотношении это примерно 2-3%, что ничтожно мало для того, чтобы считать отечественную аудиотехнику плохой. Конечно имело значение и то, что я имел не всё подряд, а выбирал чем владеть. И, возможно, именно правильный выбор дал такой результат. Ведь основной хлам относится как правило к самому низшему сегменту. То есть, применительно к советской технике, это аппараты 3-4 класса, коих у меня было очень немного. Но, тем не менее, они были. К примеру из трёх магнитофонов 4-го класса: Спутник-403, Легенда-404, Протон-402 откровенно отвратительным был только «Спутник». Прежде всего из-за управления основными режимами работы, которое чем-то напоминало коробку переключения передач у советского грузовика ГАЗ-51 (52, 53), где новичку без двойного выжима сцепления переключиться с первой на вторую(и далее) без рывка и скрежета было сложно. Конечно ко всему приноровиться можно и, с опытом, это проходило, но то, что на автомобиле в какой-то степени даже прикольно, в магнитофоне - нонсенс. Я, кстати, до сих пор люблю старые советские «ГАЗики» за их брутальность, монументальность, простоту и способность прощать ошибки. Вот про ЗИЛ (и другие) ничего сказать не могу - на них за рулём никогда не ездил. Но речь не о машинах, хотя и их тоже сравнивают. Вернусь к магнитофонам. «Легенда» кстати была бы неплоха, если бы не внешний блок питания. С одной стороны при вылазке на природу и питании от батареек внешний блок питания считался наверное плюсом - без него магнитофон был заметно легче. Но с другой стороны автономно я магнитофон использовал не часто и, поэтому, когда шёл с ним к кому-то из друзей чтобы что-то записать на кассету, то приходилось брать сумку для БП что не очень удобно. Всех этих недостатков был лишён «Протон». И выглядел симпатично, и был достаточно компактным(и не тяжёлым), и БП был встроенный, да и звучал аппаратик неплохо несмотря на 4-й класс. И вот сравнение между собой трех вышеперечисленных моделей вполне корректно: все они из примерно одной временной эпохи и +/- одной ценовой категории( до 150 рублей). А когда подобные аппараты начинают сравнивать с кассетниками 2-3 класса с ценой от 200 р.и выше, а тем более с импортом (а то и вообще начинают проводить параллели с современными блютус - колонками), то это уже некорректно. Разница в цене в половину месячной зарплаты в ту пору была весьма ощутима. И, кстати, об импорте. Был у меня похожий PHILIPS D6280. Ну вот внешне отличия от той же легенды - минимальные. Да и по звуку он недалеко ушёл. Думаю, он как раз примерно 4-му классу и соответствует, если проводить параллели. Но вот по цене разница в разы. А всё потому, что в те годы в импорт слепо верили и даже мысли не допускали что он не лучше. А многие импортные аппараты действительно были не лучше хотя и надёжнее. Но стоила ли эта надёжность 3-х - 4-х кратной переплаты - большой вопрос. Сейчас, когда подобный девайс можно купить за деньги, заработанные в течении одного дня, немного дико вспоминать что каких-то 40 лет назад за импортный магнитофон люди отдавали годовую зарплату.

PHILIPS D6280, Протон-402 ,  Легенда-404, Спутник-403. Фотографии для коллажа взяты из открытых источников.
PHILIPS D6280, Протон-402 , Легенда-404, Спутник-403. Фотографии для коллажа взяты из открытых источников.

Однако времена оцениваются не только стоимостью магнитофонов. Да и бессмысленно сейчас спорить о том, в какое время и в какой стране жилось лучше. Тогда, когда мы не могли себе позволить материальные блага, но зато духовно были богаче, или сейчас, когда материальные блага стали в разы доступнее, но, при этом, пришлось пожертвовать моральными принципами. В конечном счёте за всё в этой жизни приходится платить. Если не деньгами, то здоровьем и молодостью. Ведь прожитые годы, принесенные на алтарь в счёт оплаты мнимого благополучия, не вернуть, как ни старайся. И, если у ста человек спросить, что бы они выбрали: нищую молодость или обеспеченную старость (что в нашей стране не гарантировано), то наверняка большинство бы проголосовало за первый пункт. Вот такое получилось «эссе»: начатое с простых вещей и закончившееся немудрёной философией. Может кто-то считает что жить надо проще и не рассматривать житейские ситуации  через такую усложнённую призму? Спорить не буду - возможно так проще...и легче. Но не для всех. Потому как сколько людей, столько и ситуаций. И мнений, в конечном счёте.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.