Найти в Дзене
Глобальная История

Додинастические корни египетской религии.

Анимизм представлял собой одну из древнейших форм религии, которая существовала в додинастический период. В принципе, анимизм был характерен для всех древнейших сообществ, корни его уходят еще в верхний палеолит, а продолжение теряется в развитых мифологиях античных времен. Анимизм включал в себя поклонение душам людей, особенно тех, кто уже умер, поклонение бестелесным духам, которые правят миром природы и которые, добрые или злые, направляют или вмешиваются в дела людей. Поклонение душам умерших, обычно называемых прародителями , основывалось на стремлении живых получить доброжелательность и благосклонность и помощь душ их мертвых родственников и друзей, которые могли бы защитить живущих и охранить их от всякого зла, которые сами же эти духи умерших могли причинить живущим, в случае если те не относились к ним с должным почтением. Первобытный человек считал, что все одушевленные и многие неодушевленные предметы обладают качествами, свойственными его собственным разуму и душе, и что эти качества могут существовать независимо от тел, в которых они живут. После отделения от тела эти качества, или, как их обычно называют, «духи», должны были обладать способностью принимать любую форму, какую им заблагорассудится. Считалось, что такие духи всегда искали возможности войти в тела людей и животных и занять их, и когда они делали это, они полностью меняли характер его действий и жизни в целом и вызывали болезнь, обычно самого злокачественного характера, и даже смерть. Бестелесные духи обычно подразделялись верующими в них на различные классы или группы, и группы имели разные названия и, как предполагалось, обладали особыми местами обитания и силами.

Предполагалось, что духи природных объектов могут покидать объекты, в которых они обычно обитают, и принимать человеческие или животные формы. Большинство из них считались врагами людей и причинами всех бедствий и несчастий, которые имели место. Некоторые из них были настолько злыми, что они принимали формы священных душ мертвых, чтобы осуществить свои гнусные замыслы, и считалось, что они маскируются в форме щедрых и дружелюбных духов, которые, если и не помогали человеку, то и не делали ничего, чтобы повредить ему. Духи природы направляли движения небесных тел и вызывали гром, молнии, землетрясения, разрушительные наводнения и все бедствия. Обычно их присутствие обнаруживало какое-то бедствие, но в очень ранний период люди стали считать и их покровителями своих жилищ - определенных животных, птиц, рептилий, деревья, леса, холмы и горы, которые стали объектами почитания и т. д. Первобытный человек рассматривал всю природу как совокупность одушевленных сущностей и каждое событие своей повседневной жизни, а также действия одушевленных и неодушевленных объектов он приписывал действию какого-то духа. Однако среди духов природы было несколько, которые были явно благосклонны к человеку, и когда они были идентифицированы, были предприняты попытки навсегда сохранить их благосклонность и защиту с помощью даров и подношений, а также с помощью магических ритуалов и заклинаний. В более поздний период доброжелательные духи такого рода стали «богами», и жрецы утверждали, что обладают способностями, которые способны вызвать их благосклонность. Число злых духов, которые, как считается, существовали в Египте было бессчетно, достаточно вспомнить тот ужас, который уже в династические времена вызывала у египтян рогатая гадюка, чей дух, воплощенный в соответствующем иероглифе мог причинить крайний вред живущим, из-за чего было принято данный иероглиф разрубать пополам. а, и страх и ужас из них заполнили умы людей в каждый период истории Египта. Считалось, что зло могло эманировать от злого человека в особую форму, и таким образом получить возможность совершать зло. В этих анимистических верованиях можно увидеть корни представления о том, что в каждом человеке обитает его духовный двойник, сохранявшийся и после смерти. Именно для таких «двойников», в случае когда речь шла о царях и строились гробницы, обставленные словно бы для полноценной жизни.

-2

Религиозные тексты показывают, что боги, как и люди, всегда подвергались опасности со стороны своих духовных врагов, и боги, как и люди, поддерживали себя в безопасности только с помощью магических церемоний и заклинаний. Анимизм предшествовал магическим культам додинастических египтян, а на смену ему, в свою очередь, пришли культы животных, птиц, рептилий, деревьев и т. д., которые после анимизма составили основу египетской религиозности. Анимизм в истории древнеегипетской религии сыграл важную роль, как бы аккумулировав первобытный фетишизм и тотемизм, возведя почитание духов на новую ступень и подготовив тем самым «рождение» полноценны богов. Уже эта вера в духов, связанная с представление о продолжении жизни души после смерти могла играть роль утешения для додинастических египтян.

ФЕТИШИЗМ. Все исследователи соглашаются в том, что слово fetish происходит через французское от португальского feitigo, которое, в свою очередь, происходит от латинского factitiu , но распространенные взгляды на фетишизм расходятся, а в некоторых случаях абсолютно противоречат друг другу. Кажется, нет сомнений в том, что существует несколько видов фетишизма, но лучше всего описана его древнеегипетская форма. Согласно Тайлору, фетишизм - это концепция духов, воплощенных в определенных материальных объектах, связанных с ними или оказывающих влияние через них, которые становятся «сосудами, проводниками или инструментами духовных существ». Так же определяютт фетишизм как «веру в то, что почитание вещи может обеспечить благосклонность духа, заключенного в ней». И объект становится фетишом, когда духи проникают в него и таким образом делают его средством или органом своей собственной духовной личности. Тайлор тщательно проводит различие между талисманом или амулетом и фетишем, поскольку в первом духи действуют на неодушевленные предметы извне, используя их как орудия, а во втором духи воплощаются в конкретном объекте.

Иероглиф Тет, несомненно, представляет собой некий фетиш, которому поклонялись в Бусирисе и Мендесе в Дельте на самом раннем периоде развития египетской цивилизации, а позднее стал ассоциироваться с культом Осириса. По словам Плутарха, фетиш представлял собой полый ствол дерева, который возвращал к жизни помещенных в него мертвых. Осирис был идентифицирован с Tet (или Ded). Тет - один из четырех великих фетишей или амулетов, данных в Папирусе Ани, и текст предполагает, что во времена Нового Царства он каким-то образом был связан с позвоночником человека. В Тексте ясно сказано: «Встань ты, о, Осирис, ты - твой позвоночник (ствол). О Тихое Сердце, у тебя есть позвонки. Встань на ноги: Я напою тебя водой». Предмет фетиша стал очень популярным в качестве амулета на протяжении всего династического периода, и его модели из золота, хрусталя, фарфора, позолоченного дерева и т. д. носились людьми на теле в качестве украшения. Орнаменты некоторых из них предполагают, что изначальным фетишем был ствол дерева, опоясанный металлическими лентами.

-3

Другой объект фетиша представлен иероглифом Тджет. Его модели в современных музеях изготовлены из красного камня, красной глины или красноватого фарфора и тонкого сердолика в соответствии с Фиванской книгой мертвых. Цветной рисунок объекта формирует виньетку, а текст гласит: «Кровь Изис, заклинание Изис, и магия Изис имеет могущество защитить тебя и сковать мерзость».

Культ животных. Культ животных является неотъемлемой частью всех религиозных представлений в Египте в каждый период его истории. Современные авторы приводят для этого разные причины. 1. Животным поклонялись, потому что они были сильными, или быстрыми, или мужественными, или хитрыми, или красивыми, или потому что они могли быть полезны для домашней работы. 2. Животным поклонялись, потому что люди боялись их. 3. Животные поклонялись в Египте в качестве своеобразного религиозного долга, потому что как представлялось египтянам, они являются обителями божественных духов. Совершенно очевидно, что каждое животное, птица или существо, являвшееся объектом поклонения, обладало каким-то особым знаком или характеристикой, которые отличали его от всех других представителей этого класса. Так, у черного быка Аписа на лбу есть белое треугольное пятно, на спине - фигура орла (стервятника или ястреба?), На языке - фигура жука, а на хвосте - двойной волос. Греческие и римские путешественники и историки описывали египетское поклонение животным как «нелепое и грубое суеверие». Пророк Исайа включил священных животных в число идолов, которые должны были быть «изгнаны», когда Господь пришел в Египет. Невозможно кратко изложить причины, по которым поклонение животным стало такой важной частью смешения верований, сформировавшего так называемую «египетскую религию», поскольку в текстах о них ничего не говорится. Но совершенно неверно утверждать, как это делали некоторые, что поклонение животным было продуктом периода упадка в Египте, когда люди либо утратили, либо забыли свою веру в Единого Бога и, как следствие, отдавали себя самым грубым формам суеверий. Как культ зоолатрия является формой религии народа, который был неистребим в своих верованиях.

Основными священными животными были:

Бык Апис, по-египетски «Хап», которому поклонялись в Мемфисе как воплощению Осириса и второй жизни Птаха.

Быку Мневису поклонялись в Гелиополисе.

Быку Басису поклонялись в Гермонте

Барану или козлу поклонялись во многих местах в Египте

Льву поклонялись в Леонтополисе.

Заяц, по-египетски Уну (выпрыгивающий) считался одним из воплощений бога Ра

-4

Собаке поклонялись в Кинополе и ее часто путали с богом-шакалом Анубисом. Шакал также был священным зверем, а бог-шакал Анубис проводит души умерших в Поле Небесных Приношений. Позже он стал богом-«аптекарем», бальзамировщиком мертвых. Центром его почитания также был Кинополь.

Лис был, конечно, хорошо известен в додинастическом Египте, но ничего не известно о нем; копты называют животное башор, но иероглифическая форма этого слова, обозначающего лису неизвестна. В папирусном свитке мы можем увидеть лиса стоящего и играющего на музыкальном инструменте перед стадом козлов

Осел появляется в эпизоде ​​из Книги Мертвых, где на него нападает змей Хай; он может быть формой Солнца и символом мужественности. Но в гимне в Папирусе Ани покойный говорит: «Да явлюсь я на землю, могу я поразить осла, пусть я сокрушу змея- демона себау, пусть я уничтожу апопа». Безусловное ассоциация с Сетом.

Свинья была проклятым зверем и ассоциировалась с Сетом. Черная свинья ударила Хоруса в глаза и ослепила его.

Слон вряд ли мог быть постоянным обитателем Египта, но нубийцы, должно быть, хорошо его знали и охотились на него, если не ради мяса, то ради его бивней. Династический Египет называл его Абу, и это было, вероятно, его именем в додинастический период. В Египте был остров который носил то же название, возможно, из-за расположенного поблизости рынка слоновой кости или из-за того, что остров по форме напоминал слона. Греки назвали его Элефантиной

Бегемот был обычным явлением в Дельте в очень ранние времена, и он появляется в Книге мертвых как дружелюбная богиня. Ее звали Апет, Репет или Шепут.

-5

Поклонялись в Египте и птицам

Соколу поклонялись в Египте с древнейших времен. Он был воплощением Духа Неба, а солнце и луна представляли его глаза. Центр культа соколов в Нижнем Египте, это современный Даманшур а в Верхнем Египте Иераконполь (Нехен).

Страусу, вероятно, поклонялся в додинастическом период. Любопытно, что в додинастический период, скорлупа страусиного яйца являлась у египтян емкостью для воды.

Культа Орла не зафиксировано.

Среди опасных существ, хотя гиппопотам был также опасен для египтян можно назвать поклонение кобре Уаджет в Нижнем Египте. Несмотря на угрозу, которую представляла эта рептилия, она считалась богиней-благодетельницей и в дальнейшем прочно ассоциировалась с институтом царской власти в качестве элемента тронного головного убора царя – урея.

Так же поклонялись и скорпиону, крокодилу (бог Себек, связанный с Нилом)

-6

Священные Рыбы. В текстах упоминается около шестидесяти видов рыб, то есть слов, определяющим фактором которых является рыба. Культ некоторых видов рыб, должно быть, существовал в очень ранние времена, поскольку была найдена модель каракатицы из зеленого камня, датируемая додинастическим периодом.

Антропоморфизация фетишей

Когда в точности додинастический Египет начал давать человеческие формы объектам, которым они поклонились нельзя сказать. Причины, по которым египтяне стали осуществлять это также нет достоверных сведений (да их не может и быть). Вероятно, это было связано с естественным развитием их религиозных идей по мере развития цивилизации. Возможно влияние с северо-востока. Основой антропоморфизации духов (божеств) являлось наделение их мужским или женским телом, при сохранении зооморфной головы.

Спасибо за внимание!