Мятеж крымского аристократа ханской крови Шахин-Гирея поначалу в Турции никто всерьез не воспринимал, считая его не более, чем экстравагантной выходкой, но Шахин-Гирей быстро заставил говорить о себе с уважением, в августе 1624 года разбив многократно превосходящую его в численности турецкую армию при Карасабузаре (Белогорске). Турки стремительно отступали к своему последнему оплоту в Крыму Кафе (Феодосии), которым изо всех сил стремился овладеть и Шахин-Гирей, дабы упрочить свое шаткое положение.
Так как опыта штурма и взятия крупных крепостей у крымских татар не было, честь взятия Кафы Шахин-Гирей доверил своим союзникам запорожским казакам, которые стремились взять эту крепость как можно скорее, так как к побережью Крыма подходил турецкий флот с карательной армией на борту и высаживаться она собиралась в крупнейшем порту Крыма Феодосии. Казаки же решили ударить первыми, рассчитывая овладеть Кафой комбинированным ударом с суши и моря.
В ночь на 24 августа 1624 года запорожцы ударили по Кафе одновременно с двух сторон, с моря и с суши. Несмотря на то, что город к тому времени уже был плотно осажден с суши, этот штурм застал турецкий гарнизон врасплох, казаки с ходу захватили инициативу и рассекли единый турецкий гарнизон на два очага сопротивления, которые были окончательно подавленны уже днем, всего за 2 часа до того, как к Кафе подошел турецкий флот.
Несмотря на взятие Кафы, чтобы удержать ее, сил ни у казаков, ни у татар не хватало и тогда Шахин-Герай пошел ва-банк, выйдя в море на рыбачьей лодке и заверив турецкого адмирала в своей покорности. Турки поверили Шахин-Гирею (или сделали вид, что поверили) и убрались восвояси, дабы, завершив войну с Персией, обрушится на мятежный Крым всерьез.