Найти тему
Культурный Петербург

ПЕТЕРБУРГ – СТОЛИЦА МАНЬЯКОВ. В СЕРИАЛЕ

Очередная телепремьера на канале «Россия-1» - сериал «Подражатель» - вынудила вновь задуматься о том негативном образе нашего славного города, от которого мы все никак не можем отстраниться со времен премьеры «Бандитского Петербурга». Даже вполне себе «глянцеподобный» сериал «Мажор» во 2-м и 3-м сезонах перебрался на берега Невы. А можно вспомнить еще «Ворону» и «Спарту», не говоря уже о русифицированной версии скандинавского сериального хита «Мост».

Однако в «Подражателе» мы нынче смогли наблюдать нечто новенькое, которое, как вы уже, наверное, догадались, есть хорошо забытое старенькое. Еще со времен историй про Франкенштейна и дуэта Джекил-Хайд. Нынешнее же творение режиссера Сергея Комарова выглядит вполне современно, но традиции превращения одного человека в свою противоположность использует на все сто процентов. Итак, в чем же дело?

Сошлемся в пересказе сюжета на один из сетевых источников: «Двадцать лет назад полиция (тогда была еще милиция – С.И.) долгое время разыскивала загадочного и неуловимого серийного убийцу, совершающего зверские преступления. С большим трудом следствию удалось выйти на след преступницы Анастасии Перевезенцевой, хладнокровно лишающей жизни несчастных людей. Теперь героиня сериала «Подражатель» отбывает законное наказание и находится в тюрьме. Однако на улицах Санкт-Петербурга по-прежнему неспокойно. В городе появляется безумный маньяк, воссоздающий ужасные события прошлого. Он подражает почерку заключенной, и в точности повторяет все преступления убийцы.

Сотрудники следственного департамента приступают к расследованию серии убийств. Возглавляет оперативную бригаду опытный детектив – Иван Орехов. Он пытается распутать клубок загадок и выследить таинственного Подражателя. В поисках одержимого фаната к нему присоединяется ученица Дарья Бравадина. Несмотря на возраст, сыщица успешно раскрывает дела и использует нестандартный подход к работе. Новой смелой идеей Даши становится сотрудничество с задержанной преступницей. Только Насте под силу понять мысли и мотивы жестокого палача, проливающего реки крови невинных жертв». Дальше продолжат не будем, только вспомним: кто в кадре есть кто. Орехова сыграл возмужавший и поседевший Евгений Дятлов. Роль Перевезенцевой по-новому раскрыла талант Евгении Крюковой, которая сумела сыграть женщину весьма драматической судьбы. Именно ее образ и подвержен наиболее интересному и завлекающему зрителей превращению. А вот следователь Бравадина предстала в облике Полины Филоненко, актрисы, ранее не замеченной в ролях прекрасных дам с активной жизненной позицией. Вспомните хотя бы ее теледебют в роли Сонечки Мармеладовой в сериале «Преступление и наказание».

Впрочем, в «Подражателе» хватает еще и других женщин, и других мужчин, чтобы сюжет был не то чтобы закручен лихо, но запутан донельзя. К понятной и внятной конструкции триллера авторы сериала добавили еще набор мелодраматических ходов из серии «кто кому мать или отец». А это окончательно смущает зрительское восприятие. И, пожалуй, только опытная и стильная Евгения Крюкова во взгляде своей героини несет тот ужас из прошлого, которое ее так и не отпускает до самой развязки криминальной интриги. И получается, что сериал не столько про нынешнего маньяка, а про то, почему так жестокого обходилась героиня двадцать лет назад со своими жертвами. А по сему нынешний премьерный сериал смастерили таким образом, что его не посмотришь, как развлечение после плотного ужина, когда возвращаешься домой после работы. Наоборот, надо выпить чашечку крепкого кофе и внимательно следить не только за тем, что и как говорят все подряд персонажи, но еще за тем, как они «стреляют» глазами в том или ином кадре. Иначе вам подражателя до самой развязки так и не вычислить.

А чтобы смотреть было интересно, на экране постоянно «присутствует» наш любимый город и в виде панорам, и виде смазанных кадров стремительной езды на авто, и в виде заброшенных уголков и зданий соответствующих промзон. Пожалуй, такие «визуальные» добавки к запутанной детективной фабуле и примеряют меня с тем, что автор посвятил несколько вечеров просмотру «Подражателя». Сериал оказался гораздо интересней, чем та развесистая ретроклюква под соусом шпионского детектива под названием «Русские горки», которой нас пытался в это же время пичкать Первый канал.

Жалею после просмотре только об одном: родной город опять стал киноплощадкой для ужасов, криминальных страстей и маньяков. Может быть, это про Петербург пел когда-то Илья Лагутенко: «А в подворотне тебя ждет маньяк….»?

Cергей Ильченко

#рецензия на сериал #обзор на сериал #сериал