С древнейших времен человечество бьется над разрешением проблемы правильного устройства общества и предпосылок его зарождения.
Высказывались различные точки зрения на этот счет, начиная с греческих школ Стои, софистов, Платона и Аристотеля, и заканчивая современными теориями постмодерна, либерализма и марксизма.
Одним их авторитетных людей в данной области на заре зарождения Нового времени стал английский учитель математики и философ Томас Гоббс.
В ставшей эпохальной книге «Лефиафан» он сформулировал для будущих поколений свою теорию по формированию человеческого общежития и предложил политический проект для мирного сосуществования различных слоев общества.
Чудовище и атеист
С ранних лет за Томасом Гоббсом закрепилась репутация вольнодумца, эгалитариста, и даже атеиста.
Во времена Томаса Гоббса это могло закончиться изгнанием, тюремным заключением и, в худшем случае, сожжением на костре.
Тем не менее, покровительство семьи авендишей и друг английских аристократов не раз спасало жизнь Томаса Гоббса от возможных последствий.
Молодой наследник престола Карл II, которому Томас Гоббс в 1646 году преподавал математику, назвал его «одним из самых чудаковатых людей, которых он когда-либо встречал».
Неизвестный автор в 1680 году выпустил памфлет, в котором назвал философа Малсберийским чудовищем («The Effiges of the Monster of Malmesbury»).
- Хотя Томас Гоббс был человеком довольно свободных взглядов, он признавал могущество Бога и вечные божественные законы, которые применимы в любых обстоятельствах.
- Если человеческие соглашения между монархом и народом подлежат каждый раз пересмотру, так как они подчиняются силе, а значит, право на правление может перейти к более удачному и сильному правителю, то право Бога – господствовать над людьми, что следует из его «непреодолимого могущества».
Это не спасло книги Томаса Гоббса от публичного сожжения по постановлению Оксфордского университета в 1683 году, уже после смерти философа. Среди экземпляров запрещенных книг оказался трактат «Лефиафан».
«Лефиафан» Томаса Гоббса
Томас Гоббс был одним из апологетов договорной теории зарождения государства.
- Согласно данной теории, в начале человеческого пути, в его естественном состоянии, происходили постоянные гражданские войны и столкновения.
- Человек, по мысли Гоббса – существо, склонное к насилию. Каждым членом общества овладел страх перед своим соседом.
- Поэтому для успокоения коллектива между всеми участниками было заключено соглашение о передаче власти одному из них, самому мудрому и авторитетному.
- При этом люди при делегировании властной эстафеты отказывались от собственного права на насилие в пользу избранного правителя.
- Так как суверен облекается властью для того, чтобы не привести общество к новому состоянию «войны всех против всех», то долг правителя – не отрекаться от власти в пользу другого претендента.
- Томас Гоббс выступает охранителем абсолютной монархии, легитимизированной народом.
- Однако на верховную власть возлагается обязанность следить за правосудием и не допускать произвола и несправедливости в опекаемом обществе.
- Высшей задачей суверена является забота о благе каждого своего подданного.
Геометр и ученый
Томас Гоббс был человеком Нового времени, когда во главу угла ставилось научное мировоззрение на природу вещей, а теология должна была уступить место точным рациональным доказательствам.
- С помощью науки планировалось воссоздать даже нравственность человека и его моральные принципы.
- Томас Гоббс сделал своим призванием пропаганду геометрического метода, который он заимствовал у обожаемого им Евклида.
В молодости Томас Гоббс не проявлял особенного рвения к точным наукам, зато успешно освоил греческий и латинский языки.
В возрасте 40 лет он перевел на английский язык «Историю Пелопонесской войны» Фукидида, описывающей войну между Афинами и Спартой в 431-404 году до н.э.
К счастью для нас, карьере историка не суждено было осуществиться.
В 1630 году, будучи спутником богатого землевладельца из Ноттингемшира, Томас Гоббс посетил Женеву. Здесь, в местной библиотеке, он наткнулся на «Начала» Евклида, точнее, на 47 теорему Первой книги.
По преданию, Гоббс вскрикнул:
«Клянусь Богом, - это невозможно!»
Прочитав теорему до конца, переходя по ссылкам к следующим теоремам, он навсегда полюбил геометрию. Томас Гоббс стал применять ее ко всем случаям жизни, впадая порой в примитивный материализм.
Неудачный опыт с решением «квадратуры круга», над которой бились столько великих умов, подпортил впечатление о Гоббсе-ученом в научном сообществе.
К тому же Гоббс отрицал возможности алгебры, усовершенствованной Декартом, считая символическое обозначение чрезмерно абстрактным, чтобы успешно использоваться на практике.
Значение Томаса Гоббса в наше время
Несмотря на неудачу с повсеместным применением геометрического метода, Томас Гоббс навсегда остался бы в памяти потомков, написав только одного «Лефиафана».
Для современной политической мысли значение данного трактата поистине огромно.
А теория естественного состояния человечества, подразумевающего «войну всех против всех», разделило человеческое сообщество на два лагеря: на тех, кто придерживается мнения о изначально нравственном состоянии человека и тех, кто убежден в испорченности и эгоистичности натуры прародителей современных людей.
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!