Похожая ситуация сейчас и с мебелью в стиле «лофт» и со столами из эпоксидной смолы, но о них я расскажу в следующий раз.
Лет десять назад в моду вошла так называемая «мебель под старину». Как раз тогда я работал в Белгороде в одной из мастерских, специализирующихся на этом стиле, после - с напарником в его мастерской и тоже в этом направлении. За это время я познакомился как минимум с двумя десятками ремесленников-конкурентов разного уровня мастерства.
Суть стиля
Для стиля характерны нарочито грубые формы, имитация обработки топором, брашировка и искусственное старение древесины. Сучки и трещины не маскируются, а наоборот - подчеркиваются для дополнительного эффекта. Подразумевается, что выглядеть мебель должна так, как будто ей пользовались сто лет.
Немного истории
В России, насколько я понимаю, флагманом стиля «под старину» была московская фирма «Амма-Дизайн» (они и сейчас активно работают), мастера которой разработали свой узнаваемый стиль на базе стиля «рустик», добавив определенное количество эклектики, вычурности и характерных, узнаваемых элементов. Узнаваемых настолько, что среди столяров распространилось понятие «мебель в стиле Амма».
Дело у «Аммы» пошло, стиль набирал популярность, но цены были достаточно высокими (не без причины). И заказчики обратились к своим, местным мастерам. Те быстро адаптировались к запросу рынка.
Большинство мастерских просто скачали каталог «Амма» с сайта и работали прямо по нему, максимально копируя внешний вид, но по цене в полтора - два раза дешевле, чем у москвичей. Что ожидаемо, для повышения прибыли пошла экономия на качестве материалов, обработке и конструкции: соединения упрощались, детали становились тоньше, вместо дорогих профессиональных морилок и лаков использовались дешевые бытовые, вместо элементов ковки - декор из крашеного под металл кожзама.
Мне попадались изделия, в которых не было ни одного столярного соединения, только крепления в стык на черных, ничем не прикрытых, саморезах.
Суть проблемы
Вскоре мебель «под старину» начали делать все подряд, в расчёте быстро подзаработать. С минимумом инструментов, не вникая в технологию обработки, не брезгуя некачественным материалом. В основном пытались копировать «Амма», некоторые придумывали свои модели (редко удачные).
Помимо черных саморезов вовсю стали использовать отделку дешёвыми пропитками и лаками (хит - глянцевый яхтный лак поверх биотекса/пинотекса).
Что удивительно, все «энтузиасты-старинщики», с которыми я общался, с гордостью демонстрировали свои изделия (не зависимо от их объективного качества), и примерно одинаково поясняли, что суть стиля в подчеркивании естественной фактуры, имитации естественного старения. Видимо, большинство из них в деревне на бывали.
Мастера, делающие упор на качество, не могли конкурировать с армией «гаражников» и либо перестали работать в этом направлении, либо переориентировались на очень обеспеченных клиентов и пропали из поля зрения остальных заказчиков.
Всё это привело к тому, что, во-первых, цены на такую мебель упали настолько, что делать качественно стало невыгодно, а во-вторых, в народе появилось выражение: «Не умеешь делать нормально - делай под старину».
Стиль стал ассоциироваться не с интерьером загородных коттеджей и охотничьих домиков, а с обстановкой придорожных шашлычных.
А что сейчас?
Сейчас, особенно после резкого роста цен на древесину в этом году, работать по заниженным ценам уже не получится, а заказчики уже поняли что к чему и не хотят платить за сколоченные «на коленке» сырые доски.
Те мастера, которые в своё время подняли цены и качество на высокий уровень, уже обзавелись репутацией и продолжают работать. А главное - у этих мастеров выработался свой, узнаваемый стиль.
Кто-то сделал уклон в сторону кантри, кто-то – в сторону русского стиля, кому-то ближе скандинавский стиль. Главное - есть развитие, есть мастера, стремящиеся к росту своего мастерства.
Меня это радует. А вас?
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Моя группа ВКонтакте: Столярная мастерская "Дело Мастера"
Инстаграм: @crimean_woodworking