Как известно, после Второй Мировой войны Восточная Пруссия была разделена на три части: Мемельланд, где значительную часть населения составляли литовцы, отдали Литве, 1/3 со столицей Кёнигсбергом отошла России, а 2/3 с крупными городами Эльбингом и Алленштайном - Польше. Эти 2/3 в те самых границах составляют Варминьско-Мазурское воеводство (воеводство = область по-нашему).
И если в Кёнигсбергской области на протяжении следующих 50 лет старательно уничтожалось всё немецкое, а города кроме Кёнигсберга либо понизились в статусе до посёлков (таких 12), либо исчезли совсем (Ширвиндт/Кутузово), либо сильно потеряли в количестве жителей (таких 8, один город, правда, развился из деревни, это Светлый), то поляки, тоже конкретно пострадавшие от фашистов, старательно восстановили эти города, так как понимали, что кирхи XIV века и маньеристские дома никакого отношения к фашистам не имеют. Так что Вармия-Мазурия - это уникальный пример того, какой должна быть Кёнигсбергщина.
Эльбинг был вторым городом в этом немецком регионе, крупнее Тильзита и Алленштайна (сейчас Ольштын и столица воеводства). Поехали!
Мюнхен. Часть 1 (Обзор города)
Мюнхен. Часть 2 (Старая Пинакотека)
О городах российской трети Восточной Пруссии можно почитать здесь: Тильзит (Советск), Инстербург (Черняховск), Пиллау (Балтийск), Фридланд (Правдинск), Гумбиннен (Гусев), Даркемен (Озёрск), Тапиау (Гвардейск), Гердауэн (Железнодорожный)
О её курортах здесь: Кранц (Зеленоградск), Куршская коса, Раушен (Светлогорск), Пальмникен (Янтарный), Нойкурен (Пионерский)
О столице региона: Кёнигсберг (Калининград). Часть 1, Кёнигсберг (Калининград). Часть 2, Кёнигсберг (Калининград). Часть 3
1. Я добирался в Эльблонг с Кёнигсберга, и по крайней мере до Пандемии сделать это было довольно просто: ходит регулярный прямой бас до Гданьска утром, а вечером он же возвращается обратно в восточнопрусскую столицу. По дорогам до Эльблонга всего 100 километров, так что где-то в 9:30 утра через 2 часа дороги с учётом границы я был на Грюнвальдской аллее:
2. Красивые дома начинаются уже здесь, но это ещё совсем не центр. Кстати, в Кёниге есть Эльблонгская улица (бывшая Борхер Штрассе), а тут - Кролевецкая (Кролевец - польское название Кёнигсберга, фактически калька), и вообще это города-побратимы, хотя я не очень понимаю реальный эффект от такого межгородского сотрудничества.
3. Грюнвальдскую аллею (очевидно, в честь известной битвы между немецкими рыцарями и польско-литовским войском) пересекает речушка Кумеля:
4. Неподалёку начинается трамвайно-пешеходная (как же прекрасен такой режим уличного движения!) улица 3 мая, одна из самых живописных в городе несмотря на преимущественно послевоенную застройку. Название традиционно для всей Польши и связано с конституцией 3 мая 1791 года, это по-настоящему великое событие в истории страны.
Вторая в мировой истории конституция была принята в ходе четырёхлетнего Великого сейма. Её основными тезисами были восстановление суверенитета (последний король Станислав Август Понятовский был любовником российской императрицы Екатерины II и не вёл самостоятельной политики), установление конституционной монархии, всеобщего права выбора, личной безопасности, частной собственности и отмена крепостного права, но, к сожалению, действовала она меньше двух лет. На следующем Гродненском сейме при военном вмешательстве Российской империи документ был отменён, а страна была разделена между тремя соседствующими империями: Австро-Венгрией, Пруссией и Россией.
5. Эльблонгский трамвай насчитывает целых 5 маршрутов, что много для 120-тысячного города. Движение началось в 1895 году - одновременно с Кёнигсбергом и на 12 лет раньше Петербурга - по уникальной ныне 1000-миллиметровой колее.
Тут ездят польские Konstal 105Na (на предыдущем кадре), Konstal 805N-Enika, Pesa 121N и немецкие MAN M8C, Düwag M8C.
6. Так как Эльбинг находится южнее Кёнигсберга, то немецкие рыцари дошли сюда немного ранее - город был основан в 1238 году. К началу следующего XIV века сформировались городские укрепления, был отстроен в камне замок, появился Рынок. Эльбинг был участником Ганзейского союза и крупным торговым портом между Кёнигсбергом и Данцигом (Гданьском).
7. Так уж повелось, что в Балтийском регионе с XIII по XX век постоянно шли войны, менялись границы и происходили миграции населения. Тевтонский рыцарский орден, который колонизировал земли прусских племён и постоянно воевал с соседями, к началу XVI века оформился в светское государство - герцогство Пруссия - но немецкие города Эльбинг и Данциг с прилегающими землями в 1466 году вошли в состав Речи Посполитой и находились там до её первого раздела в 1772 году. На тот период пришёлся расцвет этого города.
Здание Новой Ратуши на площади Конституции:
8. В 1483 году был построен Ягеллонский канал, создавший кратчайший водный путь между Эльблонгом и Гданьском в обход моря и улучшивший торговые связи между городами. В 1535-м тут открылась первая в регионе гимназия, в 1601 появился театр - в общем, всё было здорово. В то время Эльблонг вовсе считался главным морским портом Речи Посполитой.
В 1772 году соседняя Пруссия забрала эту местность себе, и на 146 лет город снова стал Эльбингом.
9. Окружной суд на том же плаце Конституции явно немецкого периода:
10. Немцы всегда славились тем, что умели создавать качественную транспортную инфраструктуру, и в Восточной Пруссии сохранилось много каналов, так или иначе связывавших крупные города и водные системы. У них разная судьба: Мазурский канал оказался разорван пополам границей между Кёнигсбергской областью РФ и Варминьско-Мазурским воеводством Польши, его русло медленно зарастает, а шлюзы разрушаются; Дейма, прорытая в XIV веке, фактически стала рекой, а вот Эльблонгский канал с его шлюзами и платформами для перемещения судов посуху является популярным туристическим объектом, то есть живёт и здравствует.
Он соединяет Илавскую озёрную систему с Вислинским заливом Балтийского моря. Он был сооружён в 1848-1860 годах по проекту инженера Георга Штеенке, и главная сложность сооружения в больших перепадах высот на коротких участках, из-за чего и пришлось устраивать пути для волока судов посуху.
Поляки сразу же после Второй Мировой войны заботливо восстановили разбомбленную водную артерию.
11. В XIX и XX веке при немцах город развивался как крупный промышленный центр, пусть он и уступил первенство в регионе Данцигу и Кёнигсбергу. Были открыты судоремонтный и металлургический заводы, крупная броварня. К 1939 году тут проживало 60 тысяч человек (для сравнения в Кёнигсберге 370 тысяч, в Данциге около 300 тысяч). В целом в Эльбинге сохранилось достаточно много немецкой застройки разного времени:
12. Здесь тоже любят исторические панорамные муралы как в Беларуси:
13. Есть и вкрапления панелек времён послевоенного коммунистического режима - это, кажется, улица Гдыньских Косынеров близ Ратуши. Косынеры - это крестьяне, вооружённые сельскохозяйственными принадлежностями (например, косами и вилами), участвовавшие в многочисленных польских восстаниях конца XVIII - XIX веков.
14. Живописная улица 1 мая с трамваями ведёт прямо от плаца Конституции в Старый Город.
15. В парке на перекрестке с Гетьманской улицей есть некое подобие старинной фортификации с надписью Lody (мороженое). Вероятно, это стилизованное кафе.
16. Плац Солидарности с монументом памяти знаменитого профсоюза "Солидарность". Если очень кратко, то объединение рабочих гданьской верфи, требовавших повышения зарплат, демократизации и улучшения условий труда переросло во общенациональное движение, победившее социалистический строй. Его лидер Лех Валенса был президентом страны в 1990-1995 годах. Вся эта история - крайне важная штука для Польши.
17. Набравшая силу в конце XIX-начале XX века объединённая Германская империя проиграла Первую Мировую войну, и по итогам Версальского договора, завершившего её, был создан так называемый «Польский коридор» - земля в нижнем течении реки Вислы на берегу Балтийского моря. Тогда в 1919 году Эльбинг уже навсегда вернулся в состав Польши с перерывом на фашистскую оккупацию.
18. Выходим на Славянский плац. Его самое заметное здание - почтамт немецкой постройки. За ним уже начинается Старый Город, но я пока немного прогуляюсь в другую сторону.
19. На Рабочей улице, крупной магистрали, ведущей на север города, начинаются учреждения обширного Эльблонгского порта.
Вообще Эльблонг находится довольно далеко от Вислинского залива Балтийского моря, но он связан с акваторией одноимённой судоходной рекой. Есть проблема: Вислинский залив (официальное название в РФ - Калининградский, немецкое - Frisches Haff) сообщается с основной частью моря только через пролив близ российского города Пиллау, и Российская Федерация использует это в своих целях, когда надо забороняя проход польских судов по нему. Однако у этой проблемы есть решение: через польскую часть Вислинской косы (в РФ - Балтийская коса, немецкое название Frisches Nehrung) строится судоходный канал. Он безусловно улучшить жизнь порта Эльблонга.
20.
21. Костёл Божьего Тела начала XV века, к сожалению, сильно потерял в архитектуре. Листайте вправо - увидите, как выглядело это здание в начале XX века до начала всей дичи.
22. Я не мог не свернуть на Кролевецкую, то есть на Кёнигсбергскую улицу (Кролевец - польское название моего любимого города).
23. Город был занят Красной армией 10 февраля 1945 года - на два месяца раньше Кёнигсберга - и, кстати, именно близ Эльбинга был арестован капитан советской армии, кавалер ордена Красной Звезды Александр Солженицын.
24. Один из лучших домов на этой уютной улице. Тут под балконом я несколько минут пережидал снег с дождём.
25. Теперь отправляемся в Старый Город.
Осмотр самого интересного начинаем с Торговой Брамы. Башня строилась в 1319-1420 годах в несколько этапов как часть несохранившихся городских укреплений. Её высота 39 метров, а размеры основания - приблизительно 10х9 метров.
К сожалению, её нынешний облик тоже более простой: отсутствуют крыша с красивым шпилем, уменьшен «ложный портал» (листайте вправо).
26. За Торговой брамой начинается улица Старый Рынок:
27. Валовая улица. Судя по названию, вдоль неё тянулась городская стена. Впереди Торговая башня, а слева - старинное здание порта.
28. На повороте, где Валовая улица переходит в Водную, стоит бывшая кирха святой Марии XIII века. Сейчас в ней размещается картинная галерея. Настоящая немецкая готика:
29. Прямо у стен древней кирхи - новостройки, никак не ухудшающие историческую среду, а наоборот преображающие её. Здорово здесь жить!
30. А вот река Эльблонг шириной чуть больше Фонтанки. Видна небольшая кирха в заречной части города.
31. У следующего моста - симпатичный фахверковый дом, возможно, когда-то предназначавшийся для работников, обслуживавших водный путь. Сейчас там бар.
Кстати, мосты в черте города разводные.
32. Наконец, главная достопримечательность Эльбинга - кафедральный собор святого Николая с прилегающей площадью и её застройкой.
Он тоже был построен в XIII веке, и исходя из тогдашнего уровня технологий в это трудно поверить. Это один из самых высоких храмов Польши - его высота 97 метров, и смотрится он великолепно и величественно. Выше него в стране только 7 храмов: базилика Пресвятой Богородицы в Старом Лихене (141 метр, 1994-2004), базилика святого Якуба в Щецине/Штеттине (110 метров, XIV век), базилика на Ясной Горе в Ченстохове (106 метров, XV век), базилика святого Станислава Костки в Лодзи (104 метра, 1901-1912), собор святых Станислава и Вацлава в Сьвиднице (103 метра, 1400-1410), костёл святой Марии в Хойне (102 метра, 1389-1407) и костёл Панны Марии в Белаве (101 метр, 1868-1876).
34. Нет слов, чтобы описать эту красоту, да они и не нужны. Просто гениально!
35. Ещё пара видов костёла при мрачной облачности.
Погода в тот мартовский день оттягивалась по полной: то шёл снег, то холодный дождь, то поднимался ветер, то утихал, иногда выходило солнце и становилось даже тепло. Весна:)
36. В интерьере - традиционные для готических немецких кирх витражи и нордический полумрак. К большому сожалению, из-за погоды подъём на колокольню (для этого предусмотрен лифт!) был запрещён.
37. Далее просто виды кайфового Старого Города. Многие дома, как можно заметить - новоделы, но это не важно, так как всё вместе смотрится здорово.
38. В целом Старе Място совсем небольшое - это прямоугольник 700х350 метров, ограниченный аллеей Стефана Вышиньского, Рыцарской улицей, Валовой улицей и рекой Эльблонг.
39. Очень понравились и отдельные дома в маньеристском стиле, отсутствующем в России везде кроме Кёнигсбергщины.
40. Вид на улицу Старый Рынок - главную в историческом центре. Вдали - Торговая Брама.
41.
42. В Старом Городе есть своя ратуша, тут же размещается туристический центр, всякие учреждения и бесплатный туалет.
43. Пора двигаться к автовокзалу, чтобы ещё успеть зайти в супермаркет. На аллее Тысячелетия вполне себе советские панельки, только оштукатуренные и окрашенные в яркие цвета.
Кстати, здесь есть и железнодорожный вокзал 1937 года постройки, но он меня как-то не впечатлил. А вообще станция Эльбинг на линии Берлин-Кёнигсберг появилась довольно давно, в 1852 году. Кроме основной магистрали с Гданьска до Бранево (Браунсберг, небольшой город на границе с РФ) отсюда есть ещё малодеятельная линия на Бранево по побережью через Толькмицко (Толкемит) и Фромборк (Фрауэнбург, там 31 год жил Николай Коперник, один из величайших поляков в истории), а также разобранная ветка на Мысьлице (Мисвальде).
44.
45. Закончу статью этим неплохим домом на улице Стефана Жеромского.
Эльблонг - это старинный немецко-польский город среднего размера, который обязательно понравится ценителям этих культур состоянием достопримечательностей и духом старой Европы. С Кёнигсберга добраться сюда очень просто - всем советую совершить такой трип.
#эльблонг #эльбинг #польша #пруссия #старый город #архитектура #история #варминьско-мазурское воеводство
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.