Вот вся страна считает, что нам, москвичам, грех жаловаться. Уж столько добра и переустройства, сколько сделал для нас наш мэр, просто ни в одном городе не делается. Делается действительно много, лихорадочно, даже сказала бы я, как перед концом света. Вот завтра наступит конец, а мы плитку не уложили.
Те, кто живет в Москве последние 2-3, даже 5 лет, скорее всего довольны. Потому что переселились в Москву из провинции, где десятилетиями жизнь меняется слабо и поэтому московские скорости их захватывают и вдохновляют. Они готовы слушать звуки и запахи стройки как симфонию.
Но…Есть и старожилы. Есть люди, прожившие здесь жизнь. Видавшие все. Их отношение к стройкам Москвы примерно такое: «Когда же все это кончится? Хоть бы одно лето спокойно пожить!».
Те, у кого есть дачи – спасаются в летний период там. Те, у кого их нет, пишут жалобы через всевозможные порталы (сейчас по – другому и нельзя). Только для порталов тоже не дураки коды прописывали. Они настроены так, что на одну и ту же проблему пожаловаться можно только один раз. А, если второй житель района захочет написать жалобу, то ему алгоритм высветит несколько вариантов на выбор: «1. На эту тему уже есть жалоба, 2. Трудности временные, мы ничего изменить не можем, 3. Самый шикарный вариант – темы вашей жалобы просто не существует (жаловаться можно только по определенным типам проблемам, все остальное отсутствует в понимании мэрии).»
Вот, нашу Звенигородку этим летом подвергли реновации. Сделали из обычной улицы вдоль шоссе так называемую прогулочную зону.
Узнали мы о грозящей переделке случайно из новостей канала «Москва 24» и буквально пары публикаций в интернете. Никаких слушаний или собраний с жителями и в помине не было. Те, у кого нет времени смотреть телевизор, и кто пользуется интернетом исключительно в рабочих целях и не читает новости, просто проснулись утром 11 мая и увидели, что происходит что-то странное. Тротуары на всем протяжении улицы Красная Пресня и продолжающей ее Звенигородки вплоть до Третьего транспортного кольца отгорожены от проезжей части красными и белыми пластиковыми барьерами. И буквально через неделю все это пространство было изменено до неузнаваемости: с тротуаров был снят верхний слой асфальта, а потом они были еще углублены так, что ходить по ним было невозможно. По газонам тоже было не обойти – они все были изрыты глубокими ямами, бордюры были извлечены из земли со своих мест и привезены штабеля свежих, но точно таких же бордюров. Повсюду шныряли мальчики и девочки с теодолитами и проводили замеры на местности. По проезжей части разъезжала всевозможная техника, включая огромные тяжелые «КаМазы» и бетономешалки, которые чадили и затрудняли и без того напряженное движение по этим двум магистралям.
Не буду рассказывать о том, каково это пытаться пройти в летних туфлях (а лето было очень жаркое в этом году) хотя бы от подъезда своего дома до остановки автобуса, чтобы доехать до метро, когда кругом непролазная грязь, щебень, песок и ямы, через которые где-то положены, а где-то и нет, доски сомнительной прочности. Так же не буду рассказывать о том, как неприятно, а порой и просто страшно обходить развороченный тротуар по проезжей части под ковшом экскаватора и рядом с пятящимся задним ходом КаМазом. А потом, даже, если ты без увечий добрался до остановки, ты будешь еще 30 минут совершать поездку на автобусе до метро вместо положенных пяти минут, так как вся эта техника создает заторы и пробки. Слава Богу, что во многих автобусах сейчас в летний период работают кондиционеры.
Где-то в середине лета наступил такой момент, что по прямой мы просто не могли из своего дома достичь метро. Надо было либо идти пешком, давая очень сильный крюк, либо ехать на автобусе в объезд. Все это можно было бы перетерпеть и не «закипать» каждый раз, когда выходишь из дома, если бы с жителями заранее все обсудили и объяснили разумность данной переделки. И второе, если бы строительные бригады вели себя уважительно по отношению к жителям Москвы. Не было ни того, ни другого. Такое ощущение, что дорожные рабочие получали наслаждение от созданных неудобств, порой нарочито провоцируя конфликтные ситуации с «зажравшимися москвичами». Ведь это же всей стране известный факт – москвичи зажрались, обнаглели, жируют и тянут деньги со всей России. Разве есть еще человек, из тех, кто не москвич, кто думает иначе?
А обсуждения реновации не было, потому что жители Пресни сразу бы сказали, что данная концепция переделки нам не нужна. Вдоль шумного шоссе никто не собирается гулять, ни с детьми в колясках, ни старики парочками, ни собачники со своими питомцами. Эти улицы используются москвичами как транзитная зона, чтобы добраться до метро. Ну, а кто автомобилист, тому эта переделка была совсем не в тему – тротуары расширили, а проезжую часть сузили. Это на Звенигородке –то!!! Где пробки каждое утро и каждый вечер. Не говоря уж о ненастной погоде. Тогда пробки до поздней ночи. Если какому-то градостроителю показалось, что он облагодетельствует москвичей, сделав «прогулочную зону» там, где она просто не к месту, то он сильно ошибся. Неблагодарные и «зажравшиеся» москвичи не рады и не благодарны.
Короче, не нужная нам, москвичам, реновация была постоянной горячей темой этого лета для наших обсуждений за обеденным столом в кругу семьи, при встрече с друзьями, даже во время поездок в отпуск с новыми знакомыми на пляже. Ни что так не выводило из себя этим летом, как этот не нужный и не желанный нами ремонт наших тротуаров и дорог. У нас и до этого все было хорошо. Тротуары новые, бордюры недавно поменянные, газоны жидковатые, но на них недавно были высажены чахлые деревца и кустарник, которые этой весной уже начали радовать глаз и даже цвести. И что же? Бравые гости столицы на экскаваторах выкорчевали всю эту молодую поросль и первым делом начали менять бордюры. Замена бордюров и плитки стала просто уже «новым московским кошмаром». Это не шутка, что их меняют каждый год.
В итоге получилось «нечто», что на мой взгляд, является потугой приблизить Москву к некоему общему европейскому стандарту, которого нет и не может быть. Каждая европейская страна самобытна. И более того, их подход для оформления своих улиц и проспектов основывается на том, что пространства у них мало, улочки узкие, кругом старая историческая средневековая застройка. А что у нас? Конечно, у нас тоже есть узкие улицы внутри Садового и особенно Бульварного кольца. Но ни Пресня, ни тем более Звенигородка не являются таковыми. Размах наших улиц такой, что, попадая в Москву, каждый европеец чувствует, что вот теперь он начинает понимать, что такое мегаполис. Поэтому те квадраты и круги с газонами, которые в итоге переделки остались на месте вполне приличных по размерам газонов, выглядят неуместно и убого. Они не украшают широкие «прогулочные» тротуары, а делают их нелепыми. Просто какая –то каменная пустыня…
Ну и каков итог наших летних страданий? Стоила ли «овчинка выделки»?
А итог таков: 1. Нам, живущим на Пресне эта прогулочная зона не нужна. Мы там гулять не будем – кто в здравом уме будет гулять вдоль шоссе?
2.Гости столицы тоже вряд ли доедут или дойдут дальше зоопарка. Ну, если только их насильно автобусами не станут довозить до Третьего Транспортного кольца и отправлять пешком до метро.
3.Передлека не улучшила озеленение района, а в разы ухудшила, так как имеющиеся деревья и кустарники вырубили, а новые не посадили.
4.Внешний вид тротуаров напоминает белую каменную пустыню без тенечка и деревца. Остались только немногочисленные деревья у домов. Но есть опасения, что в следующем сезоне их тоже уничтожат, как не вписывающиеся в концепцию.
Вопрос: а зачем тогда это надо было? и кому?
Ответ по – моему, не стоит разъяснять.