Найти тему
Кириллица

ДНК скифов: чем она удивила ученых

Те времена, когда гордая скифская конница наводила ужас на древних жителей Европы, давно прошли. Народ всадников и кочевников канул в лету, оставив по себе лишь воспоминания и богатые могилы своих воинов. Впрочем, о могуществе и силе скифов часто писали современные им греческие авторы. Но почему же это племя, когда-то столь многочисленное и процветающее, оказалось за бортом истории? Возможно, ответ на этот вопрос могут дать современные исследования генетиков.

Кто такие скифы

«Да скифы мы, да азиаты мы» — проникновенно писал поэт Блок о потомственной связи русских с варварским кочевым племенем. На самом деле это высказывание очень далеко от истины, больше того – в одной поэтической строфе допущено аж две ошибки. Во-первых, мы явно не скифы, хоть и приходимся им очень далекой (образно говоря – четвероюродной) родней, а во-вторых, скифы явно не азиаты. В смысле, не монголоиды. Это был весьма европеоидный народ, визуально схожий с современными жителями юга Европы. Помимо этого то дикое варварство, которое Блок приписывал кочевым племенам скифов, тоже не находит подтверждения в археологической практике. Наоборот – скифы были своего рода локомотивом цивилизационного развития в своем регионе, значительно опережая соседей в плане богатства и прогрессивности. Тем не менее это не отменяет их исключительной воинственности.

На самом деле скифский народ входил в индоевропейскую семью, которая также включает в себя и балто-славянскую подгруппу. Вот только те линии родства, что ведут к появлению русских и скифов, разъединились много тысяч лет назад. Скифы входили в наиболее многочисленную подгруппу индоевропейской языковой семьи – индоиранскую. Они родственны таким современным народностям, как курды, иранцы, большинству многочисленных народов Индии и даже таджикам (да, таджики – это индоевропейский народ Средней Азии).

Культура скифов была довольно причудлива, характерные ее маркеры заключаются в использовании очень специфических звериных мотивов (собственно, это и есть тот самый известнейший «скифский звериный стиль»), подчеркнутой воинственности и довольно странной практики искусственной деформации черепов. Суть последней традиции заключается в том, что еще в младенческие годы голову ребенка искусственно деформируют, вытягивая вверх и заметно сужая. Практика деформации черепов получила распространение в нескольких абсолютно несвязанных друг с другом культурах: у скифов, индейцев Южной Америки, племен современной северной Канады и Аляски, а также и в некоторых регионах Франции. Любопытно, что у всех этих популяций был зафиксирован повышенный уровень агрессивности. Связана ли как-то традиция деформации черепа с чрезмерной воинственностью – вопрос спорный, многие ученые небезосновательно полагают, что подобное высказывание имеет право на существование. Вот только подтвердить или опровергнуть это мнение достаточно сложно, так как самым надежным способом проверки стал бы эксперимент, который, впрочем, невозможно провести из-за вороха объективных факторов этического характера.

Амазонки с Дона

Античные авторы помещают легендарных амазонок примерно в те же степи, где и проживали скифские племена. Многие столетия они считались лишь мифом, не имеющим под собой особых оснований, чем-то столь же невероятным и немыслимым, как кентавры с циклопами. Сейчас же у нас есть основания полагать, что в истоках старой легенды может таиться крупица истины.

Дело в том, что при раскопках скифских курганов довольно часто находят захоронения женщин-воительниц. Эти могилы удивляют своей роскошью: скифы хоронили своих воинственных дам с большой помпезностью, помещая к ним не только традиционные в данном случае украшения, но и самое настоящее оружие. Как видно, в обществе древних кочевников женщины занимали довольно высокое социальное положение, что было немыслимо для наблюдавших за этим патриархальных древних греков. Возможно, именно отсюда берет свой исток легенда о воинственных амазонках.

Впрочем, агрессивность скифских женщин можно объяснить и иначе. Еще отец науки истории Геродот обращал внимание на то, что скифские женщины склонны к бесплодию, что объяснял особенностями их телосложения. Дескать, больно уж они похожи на мужчин, а потому у них не получается родить. На самом деле предположения греческого мыслителя были по-своему обоснованными. Дело в том, что среди скифов большое распространение получило очень специфическое генное заболевание, известное нам под названием синдрома Морганьи—Стюарта—Мореля. Суть патологии заключается в широком комплексе нарушений в работе эндокринной системы. Это приводит к таким заболеваниям, как сахарный диабет, повышает склонность к болезненной тучности и чревато бесплодием. Кроме того, синдром оказывает влияние на поведение и внешний вид больного. Так, например, пораженные этим редким в наше время генетическим заболеванием мужчины становятся довольно женственными, чего нельзя, в свою очередь, сказать об их женщинах. У них наоборот ярко проявляются характерные для мужчин черты: усиленный рост волос на теле, агрессивность, активный набор мышечной массы.

Возможно, что древние скифы исчезли именно из-за того, что со временем в их среде широкое распространение получил этот синдром, что привело к замедлению популяционного роста народа, который из-за этого и оказался сметен новыми выходцами из степи.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц