1973-й. В группе накопилось уж слишком много внутренних проблем, и непредсказуемый Ричи сделал вот такое заявление в разгар записи Who Do We Think We Are.
К чему пришла группа ко времени записи альбома, позже признанного большинством критиков и поклонников неоднозначным?
Джон Лорд (1973):
«Я правда не знаю, почему DEEP PURPLE внезапно стали такими популярными в Штатах. Мы уже пять лет играем примерно одну и ту же музыку».
К 1973-му DP стали одной из ведущих рок-групп с огромным количеством поклонников в Европе, Японии, Скандинавии и Австралии. Америка стала последней, кто подхватил «пурпурную лихорадку», и только в 1972-м их пластинки наконец добрались там до золотого статуса, и они отыграли шесть американских туров с почти аншлаговыми концертами.
Почему?
Возможно, причина в неустойчивой, лихорадочной и к тому же зараженной гепатитом истории группы:
Группа DEEP PURPLE началась для Америки летом 1968 года с хит-сингла Hush, вышедшего на лейбле Tetragrammaton Records. В состав этой пока ещё не хард-рок группы тогда входили вокалист Род Эванс, бас-гитарист Ник Симпер, Джон Лорд (орган), Ричи Блэкмор (гитара) и Иэн Пэйс (барабаны). Три быстро записанных и выпущенных альбома принесли им небольшое, но постоянно растущее признание. Однако в конце 1969 года голливудская звукозаписывающая компания внезапно закрылась.
Первоначально DEEP PURPLE решили, что, возможно, им понадобится год отдыха для самоанализа. Они уволили вокалиста Эванса и басиста Симпера, взяв на их место Иэна Гиллана и Роджера Гловера.
Иэн Пэйс:
«Род очень хорош, когда старается, но он никогда не хотел быть неистовым, буйным рокером. Ему гораздо больше нравятся баллады и более легкая подача. Иэн - рок'н'ролльный вокалист. Что касается Ника, я не хочу вдаваться в подробности, но у нас было так много разногласий, что он неизбежно должен был уйти».
К тому времени, когда обновленная группа была готова к действию, их лейблом стал Warner Brothers, и альбом, написанный Джоном Лордом - это рок-классический концерт, сыгранный DEEP PURPLE с симфоническим оркестром. С детства увлеченный классикой, Лорд «давно хотел сделать что-то подобное».
Следующий - In Rock. Альбом очень точно представил слушателям, что такое DEEP PURPLE второго поколения, став шедевром хард-рока. По большей части проигнорированный в США, LP произвел фурор по всей Европе и обеспечил триумфальное возвращение группы. Многие до сих пор считают In Rock лучшей работой группы.
Иэн Пэйс:
«Альбом получился довольно-таки легко. Самым сложным было сделать что-то после него. Мы так много работали над In Rock, что когда мы попытались записать следующий альбом Fireball, мы поняли, что у нас вообще нет никаких идей. Fireball стал чем-то вроде «Будем надеяться, что у нас получился достойный альбом».
В 1971 группа наконец отправилась в свой первый крупный американский тур в 1971 году. Но тут Гиллан заболел гепатитом, и DP вернулись в Англию, а когда Иэн поправился - отправились в Швейцарию, чтобы записать еще один альбом, взяв в аренду пустой зал в Монтрё, который, как предполагалось, должен был иметь подходящие акустические качества.
Однако за два дня до запланированного начала записи зал сгорел, положив начало суперхиту всех времен Smoke On The Water.
Джон Лорд:
«Взамен нам дали местный театр, который в прямом смысле трясло от громкости. Люди, которые жили по соседству, начали звонить в полицию. В конце концов, неподалёку мы нашли отель, который был закрыт до следующего сезона. Мы звукоизолировали все окна, отгородили один зал и записали Machine Head в коридоре».
Новый альбом открыл для них рынок США, и DEEP PURPLE вновь вернулись туда с американским туром. Но на этот раз они продержались всего четыре дня. Теперь уже Блэкмор заболел гепатитом и улетел домой. В качестве гитариста был взят Эл Купер, и поначалу на репетиции все пошло хорошо, несмотря на некоторую поспешность. Появилась надежда завершить тур. Однако незадолго до первого шоу у Купера произошел нервный срыв, и он отказался от участия. Следующим кандидатом был Рэнди Калифорния. Но незадолго до того, как группа села на самолет, чтобы переправиться на шоу в Квебек, Air Canada объявили забастовку.
Джон Лорд:
«Рэнди был великолепен, да благословит его Бог, но все пошло наперекосяк, и нам пришлось вернуться домой. Мы просто больше не могли всё это терпеть».
Иэн Пэйс:
«Когда мы вернулись домой, наш настрой был близок к нулю. Множество внутренних проблем и ощущение тупика. Мы были вынуждены прекратить набирать обороты, и, конечно же, это ударило по нервам».
Как только Блэкмор выздоровел, DEEP PURPLE ещё раз вернулись в Штаты и сыграли отмененные ранее концерты. Каким-то непонятным образом в это же время они выпустили Who Do We Think We Are, еще одну студийную пластинку.
Иэн Пэйс (1973):
«Вообще-то мы хотели сделать эту запись в Риме ещё в июне прошлого года. Добрались туда, как обычно, без идей. Там было солнечно. А по ночам прекрасная луна. И мы просто провели всё время в бассейне. К тому же, запись была спланирована из рук вон плохо, и здание, в котором мы собирались писаться, было отвратительно звукоизолировано.
Итак, когда наконец все было более или менее готово, мы поняли, что осталось всего три дня. Записали только один трек, Woman From Tokyo.
Нам пришлось снова вернуться домой, со всеми этими затратами… 24 000 долларов, вроде так. Мы повторили попытку в Германии. Это стоило нам еще 24 000 долларов. И мы ведь не запланировали время на вторую сессию, поэтому нам пришлось отменить концерты, чтобы как-то урвать у самих себя три недели, которые потребовались для записи альбома».
Ричи Блэкмор:
«Странный альбом. Мы записывали инструментальные треки, а Иэн приходил на следующий день, чтобы записать вокал, когда остальных участников группы не было там. В общем, мы ни разу так и не собрались вместе во время записи».
«Почему? Потому что мы очень ленивые».
Будущее DEEP PURPLE не в первый раз подвисло в воздухе. Надо было как-то разбираться со внутренними сложностями. И после мирового турне в поддержку концертного альбома MADE IN JAPAN они решили взять паузу на три месяца. Снова нужно было время для самооценки.
Джон Лорд (1973):
«Что я могу сказать? Нам необходимо восстановить себя изнутри. Потому что все, чем мы занимались последние три года, - это непрерывная изматывающая работа. Так что за эти три месяца мы внесем много изменений. Изменения, которые мы хотели внести уже давно, но пока не смогли».
К этому моменту Блэкмор, стал уединяться в отдельной гримерной, и попытался собрать блюзовое пауэр-трио как JIMI HENDRIX EXPERIENCE или группа CREAM, в качестве альтернативы DEEP PURPLE. Он утверждал, что будет гитаристом сразу в двух группах, при этом говоря о своем участии в DP в прошедшем времени.
Ричи Блэкмор:
«Я хочу играть блюз. Да, я знаю, что его играют очень много групп, но DEEP PURPLE слишком попсовые. Я уже прошел через то, что стал большой звездой. Я заработал на этом деньги, теперь я буду делать то, что мне нравится. В DEEP PURPLE мне всегда нравилось 75% того, что мы делали, остальное - это зарабатывание денег».
Ричи не сформировал блюзовое пауэр-трио, но следующий альбом DP -Burn дышит блюзом гораздо более, нежели все его предшественники. Блюзовая манера пения нового вокалиста Дэвида Ковердейла максимально проявилась в потрясающей Mistreated.