Найти в Дзене
Православный

Иаков-борец

Лестница во сне Иакова пересекала всё расстояние, разделяющее небо и землю, и обес­печивала в то же время сообщение между ними. Затем лестница исчезла, и с этого момента всё уже происходило на уровне земли.

Иаков — эмигрант; убегая от брата, который хочет его убить, он приходит в дом дяди, продолжающего жить в своей стране. Там Иаков женится на двух дочерях этого дяди. Дядя на протяжении двад­цати лет эксплуатирует Иакова, но в конце кон­цов из них двоих Иаков оказывается богаче и без предупреждения отправляется в ту землю, кото­рую вынужден был оставить и которую обещал ему Бог.

Хочет ли брат его Исав через двадцать лет по-прежнему отомстить ему? Сидит ли он в засаде, чтобы убить Иакова? У младшего брата нет ни­какой возможности избежать встречи. Он ведет к месту назначения внушительный караван: жен, де­тей, слуг, служанок, скот. Когда Иаков подходит на близкое расстояние, Исав выходит с войском из четырехсот человек. Две группы сближаются.

На всем протяжении Книги Бытия каждое событие описывается под разными углами зрения, в соответствии с различными традициями, кото­рые не только происходят из нескольких школ, но относятся и к разным эпохам. Потомки слишком высоко ценили наиболее древние версии, чтобы просто изгладить их из памяти. Поэтому поздние редакторы дополняли, истолковывали, то есть корректировали древние предания, будучи озабо­чены скорее тем, как бы чего не потерять, неже­ли тем, чтобы всё согласовывалось. Таким обра­зом, изначально разрозненные повествования собирались, и при этом никто не прилагал особых стараний привести их в гармонию. Соединяло их между собою что-то, заложенное в глубине их самих, будто какая сила как магнитом притя­гивала их друг к другу. От этого зависело больше, чем от мастерства книжника.

Этот опасный период в жизни Иакова опи­сывается как два кризиса; должно быть, два рас­сказа какое-то время существовали изолированно, пока редактор не свел их в единое повество­вание. В одном из них Иаков встречается с Богом, в другом — с Исавом.

Итак, Иаков встречается с Богом. Нет по­вествования без желания, и нет желания, кото­рому не было бы поставлено препятствие. Между Иаковом и Землей Обетованной течет поток, назы­ваемый Иавок. Всего лишь естественное препятст­вие, но в подобном качестве он символизирует все силы, превосходящие человека, — как вышние, так и нижние.

Переход Иавока вброд — одновременно открытый и рискованный. После этого перехода Иаков остался один. Некий человек, чтобы остано­вить его, "катался с ним в пыли вплоть до появления зари" (Быт 32. 25). Перейдя через поток, Иаков проходит еще через одну из своих ночей, которая скрывает неведомое: идентичность этого против­ника... Если бы сила его была беспредельна, он не попросил бы Иакова: "Отпусти Меня, ибо взошла заря". А Иаков не хочет отпускать. Человек, в конце концов, сдается и благословляет его. Ненасытный Иаков (как если бы недостаточно было ему благо­словения в этот день) хочет также знать имя этого человека, а тот, в свою очередь, отказывает ему в этом. Зато дает Иакову имя "Израиль" — избранный в высшей степени, ибо, говорит он, "ты боролся с Богом и с людьми и одолел их" (Быт 32. 28).

Кто был этот противник Иакова — человек или Бог? Из его ответа можно заключить, что всё, разыгрывавшееся до сих пор с людьми, будь то отвага или коварство, разыгрывалось с Богом. Заря восхо­дит, Иаков начинает видеть отчетливо и после ухода этого человека говорит: "Я видел Бога лицом к лицу..." Но тогда он этого еще не знал.

В основе данного повествования лежит очень архаичный миф. Нет такой границы, которую че­ловеческая судьба могла бы преодолеть без того, чтобы какая-то высшая сила — водяной гений или гений ночи — не потребовала причитающегося ей, не потребовала бы у путника его жизни.

Но этот мотив (универсальный) связывается в сюжетном контексте с серией благословений по принуждению, каковыми размечена история Иакова-Израиля. Если Иаков-Израиль — избранник, так это потому, что он более, чем кто бы то ни было, всем своим существом, желал быть избранником. Он желал этого от чрева матери. Желал до остервенения. Если бы у Исава было более сильное желание, он вернулся бы с охоты раньше! Разделение между небом и землей исчезает в той пыли, где, борясь между собой, катаются те двое и сливаются на время ночи.

Быть избранным — значит хотеть им быть. Эта концепция не подменяет тайну простой экви­валентностью, но позволяет войти в нее глубже: чем глубже мы проникаем в человеческое желание, тем яснее выявляется приоритетность Бога, неви­димого, как Ему и подобает. Если высота неба дает нам Его образ, то глубина потока скрывает место, где Сам Бог дает человеку желание, которое тот хочет удовлетворить. Ибо откуда у Иакова это желание?

Иаков встречается с Исавом. Это второй эпизод — гуманистический, нравственный. Воин здесь только Исав, брат и враг, который прибли­жается в окружении четырехсот человек. Иаков с его длинной вереницей женщин, детей и скота не может быть воином. У него нет возможности сделать ничего иного (если не подпустить к своим вооруженного человека), кроме как еще до пе­рехода потока вброд позаботиться о том, чтобы разделить их на несколько групп: иначе, прибыв вместе с Иаковом к Исаву, они могут погибнуть все вместе.

Осмелиться на такой риск — значит верить, что Исав способен смягчиться при виде этой невооруженной, безобидной вереницы людей. И как неожиданны эмоции этого воина, этого врага. Он первый бежит, чтобы броситься на шею к своему брату, чтобы простить, хотя ничто его к этому не принуждало.

Два повествования, два рассказа объединяются вокруг слов Иакова: "Я увидел лицо твое, как бы кто увидел лицо Божие, и ты был благосклонен ко мне" (Быт 33. 10).

Эти слова внушены редактору предшествующим эпизодом: примирение с братом прочитано как бы под впечат­лением встречи с Богом. Два перехода составляют единый переход, без которого Земля Обетованная не открылась бы для того, кто хочет войти. Но понадобится, чтобы Иаков и Исав — после недолгих объятий, — если и не возобновили вражду, то удалились на некоторое расстояние друг от друга.

Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и с людьми и одолел их.

Быт 32. 28

Любви и Мира, братья и сестры!

Храни Вас Господь!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!