Лестница во сне Иакова пересекала всё расстояние, разделяющее небо и землю, и обеспечивала в то же время сообщение между ними. Затем лестница исчезла, и с этого момента всё уже происходило на уровне земли.
Иаков — эмигрант; убегая от брата, который хочет его убить, он приходит в дом дяди, продолжающего жить в своей стране. Там Иаков женится на двух дочерях этого дяди. Дядя на протяжении двадцати лет эксплуатирует Иакова, но в конце концов из них двоих Иаков оказывается богаче и без предупреждения отправляется в ту землю, которую вынужден был оставить и которую обещал ему Бог.
Хочет ли брат его Исав через двадцать лет по-прежнему отомстить ему? Сидит ли он в засаде, чтобы убить Иакова? У младшего брата нет никакой возможности избежать встречи. Он ведет к месту назначения внушительный караван: жен, детей, слуг, служанок, скот. Когда Иаков подходит на близкое расстояние, Исав выходит с войском из четырехсот человек. Две группы сближаются.
На всем протяжении Книги Бытия каждое событие описывается под разными углами зрения, в соответствии с различными традициями, которые не только происходят из нескольких школ, но относятся и к разным эпохам. Потомки слишком высоко ценили наиболее древние версии, чтобы просто изгладить их из памяти. Поэтому поздние редакторы дополняли, истолковывали, то есть корректировали древние предания, будучи озабочены скорее тем, как бы чего не потерять, нежели тем, чтобы всё согласовывалось. Таким образом, изначально разрозненные повествования собирались, и при этом никто не прилагал особых стараний привести их в гармонию. Соединяло их между собою что-то, заложенное в глубине их самих, будто какая сила как магнитом притягивала их друг к другу. От этого зависело больше, чем от мастерства книжника.
Этот опасный период в жизни Иакова описывается как два кризиса; должно быть, два рассказа какое-то время существовали изолированно, пока редактор не свел их в единое повествование. В одном из них Иаков встречается с Богом, в другом — с Исавом.
Итак, Иаков встречается с Богом. Нет повествования без желания, и нет желания, которому не было бы поставлено препятствие. Между Иаковом и Землей Обетованной течет поток, называемый Иавок. Всего лишь естественное препятствие, но в подобном качестве он символизирует все силы, превосходящие человека, — как вышние, так и нижние.
Переход Иавока вброд — одновременно открытый и рискованный. После этого перехода Иаков остался один. Некий человек, чтобы остановить его, "катался с ним в пыли вплоть до появления зари" (Быт 32. 25). Перейдя через поток, Иаков проходит еще через одну из своих ночей, которая скрывает неведомое: идентичность этого противника... Если бы сила его была беспредельна, он не попросил бы Иакова: "Отпусти Меня, ибо взошла заря". А Иаков не хочет отпускать. Человек, в конце концов, сдается и благословляет его. Ненасытный Иаков (как если бы недостаточно было ему благословения в этот день) хочет также знать имя этого человека, а тот, в свою очередь, отказывает ему в этом. Зато дает Иакову имя "Израиль" — избранный в высшей степени, ибо, говорит он, "ты боролся с Богом и с людьми и одолел их" (Быт 32. 28).
Кто был этот противник Иакова — человек или Бог? Из его ответа можно заключить, что всё, разыгрывавшееся до сих пор с людьми, будь то отвага или коварство, разыгрывалось с Богом. Заря восходит, Иаков начинает видеть отчетливо и после ухода этого человека говорит: "Я видел Бога лицом к лицу..." Но тогда он этого еще не знал.
В основе данного повествования лежит очень архаичный миф. Нет такой границы, которую человеческая судьба могла бы преодолеть без того, чтобы какая-то высшая сила — водяной гений или гений ночи — не потребовала причитающегося ей, не потребовала бы у путника его жизни.
Но этот мотив (универсальный) связывается в сюжетном контексте с серией благословений по принуждению, каковыми размечена история Иакова-Израиля. Если Иаков-Израиль — избранник, так это потому, что он более, чем кто бы то ни было, всем своим существом, желал быть избранником. Он желал этого от чрева матери. Желал до остервенения. Если бы у Исава было более сильное желание, он вернулся бы с охоты раньше! Разделение между небом и землей исчезает в той пыли, где, борясь между собой, катаются те двое и сливаются на время ночи.
Быть избранным — значит хотеть им быть. Эта концепция не подменяет тайну простой эквивалентностью, но позволяет войти в нее глубже: чем глубже мы проникаем в человеческое желание, тем яснее выявляется приоритетность Бога, невидимого, как Ему и подобает. Если высота неба дает нам Его образ, то глубина потока скрывает место, где Сам Бог дает человеку желание, которое тот хочет удовлетворить. Ибо откуда у Иакова это желание?
Иаков встречается с Исавом. Это второй эпизод — гуманистический, нравственный. Воин здесь только Исав, брат и враг, который приближается в окружении четырехсот человек. Иаков с его длинной вереницей женщин, детей и скота не может быть воином. У него нет возможности сделать ничего иного (если не подпустить к своим вооруженного человека), кроме как еще до перехода потока вброд позаботиться о том, чтобы разделить их на несколько групп: иначе, прибыв вместе с Иаковом к Исаву, они могут погибнуть все вместе.
Осмелиться на такой риск — значит верить, что Исав способен смягчиться при виде этой невооруженной, безобидной вереницы людей. И как неожиданны эмоции этого воина, этого врага. Он первый бежит, чтобы броситься на шею к своему брату, чтобы простить, хотя ничто его к этому не принуждало.
Два повествования, два рассказа объединяются вокруг слов Иакова: "Я увидел лицо твое, как бы кто увидел лицо Божие, и ты был благосклонен ко мне" (Быт 33. 10).
Эти слова внушены редактору предшествующим эпизодом: примирение с братом прочитано как бы под впечатлением встречи с Богом. Два перехода составляют единый переход, без которого Земля Обетованная не открылась бы для того, кто хочет войти. Но понадобится, чтобы Иаков и Исав — после недолгих объятий, — если и не возобновили вражду, то удалились на некоторое расстояние друг от друга.
Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и с людьми и одолел их.
Быт 32. 28
Любви и Мира, братья и сестры!
Храни Вас Господь!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!