Найти тему
ТехноИнфо

Экспедиция на Марс РКК "Энергия": по заветам Королева

Российская экспедиция на Марс глазами художника
Российская экспедиция на Марс глазами художника

Идея полета на Марс захватила Королева, еще до того, как СССР стала космической державой. Эскизный проект «Марсианского пилотируемого комплекса» - это громадный комплекс, который собирается на орбите Земли. Проект мог быть реализован, если бы не смерть великого конструктора.

Вариант экспедиции на Марс на тяжелом межпланетном корабле с жидкостными ракетными двигателями. Плакат из материалов доклада «Предложения о разработке космических объектов на базе носителя Н-1», обсужденного 22 апреля 1963 года на Ученом Совете ОКБ-1
Вариант экспедиции на Марс на тяжелом межпланетном корабле с жидкостными ракетными двигателями. Плакат из материалов доклада «Предложения о разработке космических объектов на базе носителя Н-1», обсужденного 22 апреля 1963 года на Ученом Совете ОКБ-1

Концепция марсианской экспедиции, предложенной РКК “Энергия”, построена по классическому принципу:

  • Сборка межпланетного корабля происходит на орбите.
  • Собранный комплекс выводится на межпланетную орбиту и движется в направлении Марса.
  • Вблизи Красной планеты начинается торможение корабля и он выходит на марсианскую орбиту.
  • От корабля, вращающегося вокруг Марса отделяется посадочный корабль с экипажем на борту.
  • По окончании миссии на Марсе экипаж доставляется с помощью взлетного модуля на орбиту Марса.
  • После возвращения экипажа на комплекс начинает путь на Землю.
-3

В соответствии с этой концепцией в состав экспедиционного комплекса входят следующие элементы:

  • Межпланетный орбитальный корабль. Здесь находится экипаж во время всей экспедиции и размещается основная аппаратура.
  • Электродвигательная установка. Оснащена солнечными батареями, которые обеспечивают питание на протяжении перелета от Земли к Марсу и обратно.
  • Посадочный корабль. Предназначен для доставки экипажа на планету. В него входит взлетный модуль, благодаря которому космонавты возвращаются на комплекс.
-4

Основная проблема, которая стоит перед разработчиками, заключается в обеспечении благополучного возвращения экспедиции на Землю. Для этого рассматриваются наиболее простые варианты схемы полета и надежные технические решения.

Облик комплекса во многом будет зависеть от выбранной двигательной установки:

  • Жидкостно-реактивные двигатели. Широко применяются в космической технике, но эффективность их будет невысокой из-за большой массы комплекса. Это удорожает проект и не обеспечивает безопасность экспедиции.
-5

  • Ядерные двигатели. Использование энергии нагретых газов в результате ядерной реакции для создания тяги выглядит более выгодно, если учитывать большую массу корабля. Однако безопасность экипажа находится под вопросом, как и экономическая целесообразность такого решения. Кроме этого, отработка двигательной установки на Земле потребует значительных вложений.
Вариант ядерного космического двигателя, предложенный российскими учеными
Вариант ядерного космического двигателя, предложенный российскими учеными

  • Электрореактивные двигатели. Этот вариант двигательной установки наиболее эффективен по сравнению с другими. Они характеризуются высокой надежностью и небольшой стоимостью. К тому же масса комплекса ощутимо снижается при их использовании. Такие двигатели проще собрать на околоземной орбите, что является большим плюсом.
Российский ЭРД на йоде
Российский ЭРД на йоде

Основные характеристики межпланетного комплекса по концепции РКК "Энергия":
Начальная масса комплекса около 600 т
Общее время экспедиции около 2 лет
Количество членов экипажа - 6 человек
Тяга межпланетного двигателя - 300 Н
Мощность солнечной электростанции - 15 МВт

По оценкам экспертов, концепция марсианской экспедиции, предлагаемая РКК “Энергия”, обладает рядом преимуществ:

  • Вероятность благополучного возвращения экипажа намного выше, чем у других проектов.
  • Оптимальная стоимость комплекса и его наземной отработки.
  • Корабль предназначен для многоразового использования за счет использования использование ЭРД и солнечных батарей.
  • Повышенная безопасность обеспечивается в результате летной отработки средств взлетно-посадочного корабля при полете к Марсу без экипажа.
  • Экологическая чистота позволит получить одобрение и поддержку у мировой общественности.

Остается только надеяться, что очередной амбициозный проект не будет похоронен политиками или в результате экономического кризиса. За развитием ситуации следите на канале ТехноИнфо.

По материалам www.energia.ru