Идея полета на Марс захватила Королева, еще до того, как СССР стала космической державой. Эскизный проект «Марсианского пилотируемого комплекса» - это громадный комплекс, который собирается на орбите Земли. Проект мог быть реализован, если бы не смерть великого конструктора.
Концепция марсианской экспедиции, предложенной РКК “Энергия”, построена по классическому принципу:
- Сборка межпланетного корабля происходит на орбите.
- Собранный комплекс выводится на межпланетную орбиту и движется в направлении Марса.
- Вблизи Красной планеты начинается торможение корабля и он выходит на марсианскую орбиту.
- От корабля, вращающегося вокруг Марса отделяется посадочный корабль с экипажем на борту.
- По окончании миссии на Марсе экипаж доставляется с помощью взлетного модуля на орбиту Марса.
- После возвращения экипажа на комплекс начинает путь на Землю.
В соответствии с этой концепцией в состав экспедиционного комплекса входят следующие элементы:
- Межпланетный орбитальный корабль. Здесь находится экипаж во время всей экспедиции и размещается основная аппаратура.
- Электродвигательная установка. Оснащена солнечными батареями, которые обеспечивают питание на протяжении перелета от Земли к Марсу и обратно.
- Посадочный корабль. Предназначен для доставки экипажа на планету. В него входит взлетный модуль, благодаря которому космонавты возвращаются на комплекс.
Основная проблема, которая стоит перед разработчиками, заключается в обеспечении благополучного возвращения экспедиции на Землю. Для этого рассматриваются наиболее простые варианты схемы полета и надежные технические решения.
Облик комплекса во многом будет зависеть от выбранной двигательной установки:
- Жидкостно-реактивные двигатели. Широко применяются в космической технике, но эффективность их будет невысокой из-за большой массы комплекса. Это удорожает проект и не обеспечивает безопасность экспедиции.
- Ядерные двигатели. Использование энергии нагретых газов в результате ядерной реакции для создания тяги выглядит более выгодно, если учитывать большую массу корабля. Однако безопасность экипажа находится под вопросом, как и экономическая целесообразность такого решения. Кроме этого, отработка двигательной установки на Земле потребует значительных вложений.
- Электрореактивные двигатели. Этот вариант двигательной установки наиболее эффективен по сравнению с другими. Они характеризуются высокой надежностью и небольшой стоимостью. К тому же масса комплекса ощутимо снижается при их использовании. Такие двигатели проще собрать на околоземной орбите, что является большим плюсом.
Основные характеристики межпланетного комплекса по концепции РКК "Энергия":
Начальная масса комплекса около 600 т
Общее время экспедиции около 2 лет
Количество членов экипажа - 6 человек
Тяга межпланетного двигателя - 300 Н
Мощность солнечной электростанции - 15 МВт
По оценкам экспертов, концепция марсианской экспедиции, предлагаемая РКК “Энергия”, обладает рядом преимуществ:
- Вероятность благополучного возвращения экипажа намного выше, чем у других проектов.
- Оптимальная стоимость комплекса и его наземной отработки.
- Корабль предназначен для многоразового использования за счет использования использование ЭРД и солнечных батарей.
- Повышенная безопасность обеспечивается в результате летной отработки средств взлетно-посадочного корабля при полете к Марсу без экипажа.
- Экологическая чистота позволит получить одобрение и поддержку у мировой общественности.
Остается только надеяться, что очередной амбициозный проект не будет похоронен политиками или в результате экономического кризиса. За развитием ситуации следите на канале ТехноИнфо.
По материалам www.energia.ru