Найти тему
БЛОШКА БАРАХОЛЬЩИЦА

Фарфоровые мастера в СССР знали своё дело. Но, порой, их творческие замыслы вызывают массу вопросов. Разбираемся на примерах

Художники и скульпторы советских фарфоровых заводов без сомнения отличались огромным энтузиазмом и преданностью профессии, большим мастерством и безграничной фантазией.

Хотя иногда к последнему возникают вопросы. Особенно, когда видишь изделия, которые сочетают в себе несочетаемые вещи.

Предлагаю, посмотреть на некоторые из них и самим оценить. Ваши выводы и мнение оставляйте в комментариях, не забывая о культуре общения и уважении к чужой позиции. Спасибо!

Итак, поехали!

Начнем обзор вот с такого графина-штофа от Коростеньского фарфорового завода.

Размер его довольно приличный – 24 см в высоту, 13 см в длину, и 20 см в ширину.

Выпускать такие штофы на заводе начали в 1972 году, а автором является заслуженный деятель искусство Украинской ССР Трегубова В.М.

Полностью фарфоровый графинчик, украшенный подглазурной росписью кобальтом и надглазурной художественной росписью красками и позолотой. Оформление его выполнено ярко, в народном стиле.

И название ему придумали очень хорошее – «Нежность». Хотя "в народе" его чаще называют - "Материнство".

Но вот тут то и незадача - то самое "несочетаемое" удивительным образом сочеталось между собой в едином предмете!

Ведь, что такое штоф – это ёмкость для хранения крепких алкогольных напитков. А они (напитки) ну никак не могут ассоциироваться с красивой и статной украинской девушкой, матерью и женой. Или с двумя милыми малышами, доверчиво прижимающимся к своей маме. Да и вообще алкоголь с понятием материнство не сочетается в принципе.

Генералы, казаки, сабли, просто четырехугольные формы … - да, прекрасно могут быть штофами. А вот материнство – нет. Согласны?

Еще один пример странного выбора скульптора – пепельница от Ленинградского фарфорового завода под названием «Крестьянка в переднике».

-2

Выпускались такие крестьянки в разных вариантах росписи в 1920-1930-х годах прошлого века. Автор модели данной скульптуры – Данько Н.Я.

Выполнена эта статуэтка-пепельница очень мастерски: небольшая по размеру – всего 10 см в высоту - но все элементы одежды, мимики лица, выполнены на высшем уровне – всё прорисовано, все складочки присутствуют. При ее оформлении использовалась надглазурная полихромная роспись.

Производились они не только для внутреннего рынка, но и отправлялись на экспорт. Кроме того, эти крестьянки неоднократно принимали участие на всесоюзных и международных выставках.

И вот, собственно, вопрос. Как женщина, да к тому из рабочего класса, которая обрабатывает поля, имеет не самую простую судьбу, кормит страну своим трудом, может ассоциироваться с предметом, в который стряхивается пепел, и об который тушатся окурки.

Социальная дискриминация или неуважение к Женщине, как бесправному и ничего не значащему существу в патриархальном мире?

И еще несколько примеров:

"Рыба" / Коростеньский фарфоровый завод / 1960-е г.г.
"Рыба" / Коростеньский фарфоровый завод / 1960-е г.г.
"Утка и лягушка" / Городницкий фарфоровый завод / 1920-1930-е г.г.
"Утка и лягушка" / Городницкий фарфоровый завод / 1920-1930-е г.г.
"Галчонок" / Городницкий фарфоровый завод / 1940-е г.г.
"Галчонок" / Городницкий фарфоровый завод / 1940-е г.г.

Всё это пепельницы!

И тоже возникает вопрос, разве глядя на этих зверушек появляется желание насыпать им в пасть пепел или бросить окурок? И галчонок, и рыба имеют весьма милый вид, не располагающий к такому роду деятельности.

А утка, которая пьет воду из пруда, в итоге по задумке автора должна «пить» пепел и окурки? Лягушка в этом пруду и вовсе утонет в этих отходах.

Как собственно сегодня и происходит практически во всех водоемах планеты – из мусора и отходов человека по океанам плавают уже настоящие острова, нефтяные пленки то и дело появляются на поверхности наших судоходных рек, а озера постепенно превращаются в резервуары промышленных производств, откуда удобно брать пресную воду, и не менее удобно - сбрасывать грязную, надеясь, что природа всё очистит. Что-то я отвлеклась, простите.

И скажите, пожалуйста, у вас не возникают, глядя на эти милые и фарфоровые вещицы, вопросы: как и почему?

-6