Найти тему

5 любопытных фактов о Сальвадоре Дали, мундире, Vogue и совершенстве.

Сальвадор Дали, Цветы, 1948г (акварель), https://dev.vogue.ru/
Сальвадор Дали, Цветы, 1948г (акварель), https://dev.vogue.ru/

Личность Сальвадора Дали, думаю, в представлении не нуждается. Многие так или иначе сталкивались с отсылками к его художественным произведениям, которые имели и продолжают поддерживать невероятный коммерческий успех. Впрочем, предприимчивые дельцы, используя всевозможные реплики его работ для производства различных товаров народного потребления до сих пор зарабатывают миллионы.

К его творчеству можно относиться по-разному, кому-то оно нравится, кто-то считает его бредом сумасшедшего, а кто-то пытается посмотреть глубже и оценить всю глубину символизма, которую один из самых известных испанских художников современности сумел поместить на свои полотна. Не буду вдаваться в эти подробности и рассуждать о личном отношении к творениям этого каталонца, ведь цель статьи в публикации нескольких любопытных фактов из жизни необычного человека.

Факт №1. Усы.

https://i.pinimg.com
https://i.pinimg.com

Невозможно точно определить, когда лицо Дали украсили усы столь неординарной и запоминающейся формы, которая растиражирована в массы всеми СМИ. Очевидно, что это не произошло в один день, особенно если учесть его склонность к изрядному перфекционизму. Доподлинно известно, что идея выделиться из толпы с помощью необычной формы усов появилась после того, как Федерико Гарсия Лорка (известный испанский поэт и драматург, с которым Дали был дружен в течение нескольких лет) восхищенный усиками Гитлера, безапелляционно заявил другу, что «усы – это трагическая константа лица человека». Дали, склонный к эпатажу, тут же подхватил идею Лорки, и вспоминая этот эпизод на страницах своего «Дневника одного гения», 1 мая 1952 года написал:

«Мои усы не будут унылыми, катастрофическими, отягощенными туманами и вагнеровской музыкой. Ни за что! Мои будут остроконечными, экспансионистскими, ультра рационалистическими и устремлёнными к небу, подобно вертикальному мистицизму или вертикальным испанским профсоюзам»

Факт №2. Одержимость «золотым тельцом».

https://media.beauxarts.com
https://media.beauxarts.com

Ещё в ранней молодости Сальвадор определил для себя две основные жизненные задачи. Первая заключалась в необходимости как можно раньше отсидеть определенный срок в тюрьме. В 1923 году он добросовестно исполнил эту часть плана и провел в тюрьме 35 дней в результате обвинения в нарушении общественного порядка.

А вот вторая программа, реализации которой он посвятил последующие годы жизни, звучала так: «с минимальной затратой труда стать мультимиллионером». Ускорению реализации этого проекта поспособствовал драматичный разрыв Дали с сюрреалистами и их идейным вдохновителем Андре Бретоном, после чего на следующий день в интервью одной из крупнейших газет на просьбу объяснить читателям понятие «сюрреализм», Сальвадор самоуверенно заявил: «Сюрреализм – это я!»

Немного позднее, Андре Бретон, желая позлить Дали, составил из его имени знаменитую анаграмму «Avida Dollars» (алчный до долларов), которую Сальвадор превратил в свой талисман, считая её неким символом, притягивающим потоки этих самых долларов.

Тема богатства никогда не покидала сознание Дали, тому немало подтверждений не только в его эксцентричном поведении и неожиданных рекламных компаниях самого себя, но и в постоянных размышлениях на страницах его мемуаров. Например, в упомянутом мною «Дневнике одного гения», он записал один анекдот о жизни в Нью-Йорке. Однажды, возвращаясь с одного большого приёма, он услышал какой-то странный металлический звук у себя в туфлях. Разувшись в номере отеля, где они проживали с Галой, Дали с удивлением обнаружил в каждой туфле по 50-ти центовой монете. И тут же, Гала, проснувшись от стука входной двери, позвала Дали к себе и сказала:

«Послушай-ка, Дали, что мне сейчас снилось: будто я заглядываю в приоткрытую дверь и вижу тебя с какими-то людьми. И вы взвешиваете золото!»

После этого Дали лихорадочно перекрестился и заявил себе, что именно так и будет. И в этом он ничуть не ошибся.

Факт №3. Тесные туфли

Эскиз обуви к спектаклю Лукино Висконти "Как вам это понравится", Сальвадор Дали, 1948г, https://www.christies.com
Эскиз обуви к спектаклю Лукино Висконти "Как вам это понравится", Сальвадор Дали, 1948г, https://www.christies.com

Находясь в зените своей славы, Дали, выступая на публике, частенько надевал очень тесную обувь. Обувь так сильно мучила его, что это, по его свидетельству, неожиданным образом до предела усиливало его ораторские способности и возможности заворожить публику своим воодушевлением. Острая, непрекращающаяся боль вынуждала его уподобляться соловью или неаполитанскому тенору.

Испытывая физические муки, Дали словно активировал потаенные уголки своего сознания, подключая к своей речи неожиданные образы, удивительные метафоры и невероятно привлекательные сравнения.

Публика ликовала, а популярность Дали возрастала, что доставляло ему бесконечное удовольствие, да к тому же увеличивало доходы.

Факт №4. Иллюстрации на обложках Vogue

Немногим известно, что кроме сотрудничества с известными дизайнерами и производителями люксовых товаров, Сальвадор Дали создавал иллюстрации для известных журналов мирового уровня. В период с 1939 по 1946 год его авторству принадлежат три оригинальные обложки для культового в мире моды журнала Vogue (листайте слайды). Разумеется, для журнала такая коллаборация «обошлась в копеечку», но всё оправдывалось ростом продаж экземпляров журнала.

Впрочем, Дали не был бы Дали, если бы попытался продать Vogue обычные рисунки. Не буду вдаваться в символизм, которым он наполнил эти работы. Лучше приведу немного деталей о рождественской обложке 1946 года, которая обладала неким секретом. На первый взгляд, это красивая двухмерная иллюстрация, наполненная атмосферой Рождества. Но при помощи инструкции, оставленной потомкам самим автором, объект написанный рукой Дали, становится трехмерным. Что нужно сделать для этого?

Распечатайте иллюстрацию в формате альбомного листа (слайд №3 в галерее), либо увеличьте её на экране компьютера до размеров, эквивалентных размеру журнала. Если используете распечатку, то установите её строго вертикально, а потом отойдите на расстояние около одного метра. То же самое относится и к компьютерному изображению. Возьмите обычную ручку или карандаш, затем поднимите и направьте острие ручки или карандаша на два зеленых камня. Сфокусировав свой взгляд на иллюстрации в этот момент, вы сможете увидеть два карандаша (или две ручки), потому что ваше внимание разделится надвое и каждый ваш глаз будет видеть свой карандаш (или ручку). Всё это возникает из-за эффекта отсутствия фокуса. После этого, очень медленно двигайте карандаш (ручку) от себя и к себе, пока кончики расфокусированных карандашей (ручек) не окажутся точно под драгоценностями. А теперь, последний этап: фокусируйтесь на кончике своего пишущего прибора и не теряя фокус, смотрите на иллюстрацию. И тут должно произойти чудо, потому что арки воссоединятся, а вы увидите женское лицо в 3d-эффекте.

Немного тренировки и всё получится. У меня получилось только с 5-го раза. Так что не отчаивайтесь.

Факт №5. Логотип Чупа Чупс

Энрике Бернат со своим детищем,  https://media.gettyimages.com
Энрике Бернат со своим детищем, https://media.gettyimages.com

Для начала совсем немного истории. Бренд Chupa Chups принадлежит испанской компании, производящей конфеты. Основана она в далёком 1958 году Энрике Бернатом. Предельно простое название для своей компании Бернат придумал, используя испанский глагол chupar, что переводится на русский в значении «сосать».

По легенде, которую бережно хранит компания Берната, в 1969г. Энрике обратился к Сальвадору Дали с просьбой о создании логотипа для своей компании. Безусловно, ни о какой благотворительности для соотечественника речи не шло, ведь Дали никогда не работал бесплатно, а потому и в этот раз сумел получить немалую сумму за выполнение заказа.

Выслушав Берната, он взял первую попавшуюся под руку газету, и в течение часа создал требуемый эскиз, вдохновившись цветами испанского флага.

После этого, он посоветовал Бернату располагать логотип вверху конфеты на палочке, чтобы он был заметен во всей своей красе, а, значит, лучше запоминался публикой. Ведь такой подход всегда способствует увеличению прибыли. С тех пор логотип практически не менялся. Позднее, единственной модификацией стало введение красного контура, а все остальные детали сохранились со времен эскиза Сальвадора Дали.

Небольшой бонус: занятная история о мундире Дали.

https://i.pinimg.com/
https://i.pinimg.com/

Эту легенду я также обнаружила в «Дневнике одного гения». Она настолько точно передает материалистическую философию этого человека, что добавлять к этому эпизоду будет нечего.

Как считал Дали, мундир – это главное, что необходимо для полной победы. Разумеется, он имел ввиду мундир Дали, то есть некую форму одежды, которая абсолютно необходима для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность и статус. Обычную гражданскую одежду он не любил. Однажды один далеко не молодой человек попросил аудиенции у художника и решил задать ему вопрос о том, как можно быстро преуспеть в Америке. Дали, облачился в свой мундир и спустился в залу для приёма гостей. А дальше историю поведает сам гений.

«Я спрашиваю его:
- Какие у вас привычки? Вы любите хорошо поесть?
Он с каким-то остервенением отвечает:
- Да я могу есть что угодно! Годами могу питаться хлебом и фасолью!
- Это плохо, - с озабоченным видом задумчиво говорю я ему.
Он удивлен. Я объясняю:
- Это же очень дорого – питаться каждый день хлебом и фасолью. На хлеб и фасоль надо зарабатывать, а для этого придется без роздыху трудиться. Вот если бы вы привыкли жить на икре и шампанском, вам бы это ничего не стоило.
Он глупо улыбается, решив, что я шучу.
- Да я в жизни никогда не шутил! - величественно возглашаю я.
С этого момента он слушает меня совершенно раздавленный.
- Икрой и шампанским вас угощают совершенно бесплатно чрезвычайно изысканные и благоухающие великолепными духами дамы в гостиных с прекраснейшей обстановкой. Но для этого надо быть полной противоположностью вам, осмелившемуся явиться с трауром под ногтями к Дали, который принял вас в мундире. Так что ступайте зарабатывать себе на фасоль. Это как раз по вам. К тому же, с вашим сморщенным личиком, выглядите вы точь-в-точь как преждевременно усохшая фасолина. А что до шпинатного цвета вашей рубашки, то она является явным и несомненным признаком тех, кто состарился до времени, и прирожденных неудачников»

Согласитесь, что несмотря на некоторую резкость по отношению к гостю, Дали виртуозно избавил своего посетителя от лишних иллюзий, посоветовав ему заниматься тем, что соответствует его внутреннему настрою.

А в заключение и в благодарность за ваше терпение, приведу мой самый любимый афоризм Сальвадора Дали:

«Не бойтесь совершенства. Вы его никогда не достигнете»

FlorDali, 1981г,  https://i.etsystatic.co
FlorDali, 1981г, https://i.etsystatic.co

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много увлекательных историй!

Прочитайте другие истории, например, про бриллиантовое колье, изменившее ход французской истории или о том, почему знания стоят дорого.