Невозможно представить жизнь современного человека без гаджетов и интернета, из которых люди постоянно впитывают огромные потоки информации. Казалось бы, много информации — это хорошо. Человек станет умнее, успешнее. Но почему-то не появляются новые Эйнштейны, Маски, Безосы. Люди минимизируют живое общение, заменяя его просмотром коротких видео или картинок в интернете.
Аутизм — это заболевание нервной системы, при котором человек полностью или частично теряет навыки социального взаимодействия. Цифровой аутизм — это потеря социальных навыков под воздействием цифровых и информационных технологий. В одном из экспериментов дети каждый день по 4 часа смотрели телевизор и проводили время в интернете. В итоге дети перестали правильно строить предложения в речи, начали отводить глаза при разговорах, перестали активно жестикулировать. Они по всем признакам были похожи на детей с аутизмом.
Человек мыслит социально, так как люди всегда объединялись в группы для поиска новых знаний. А в настоящее время это уже не нужно, ведь любые знания можно найти в интернете. Это приводит к тому, что люди перестают общаться и становятся отчужденными.
Американский невролог Маркус Э. Рейхал исследовал человеческий мозг и выделил, что наш мозг работает в трех режимах:
• центральная исполнительная система — отвечает за потребление информации;
• сеть выявления значимости — помогает находить выходы в различных ситуациях;
• дефолт-система — отвечает за нестандартное мышление, за способность к рефлексии и абстрактному мышлению.
Во время того, как человек просматривает ленту в социальных сетях, у него работает центральная исполнительная система и подавляется дефолт-система мозга. В результате человек теряет способность мыслить. Как это происходит? Когда человек потребляет контент в интернете, у него работает только центральная исполнительная система, из-за этого энергия не поступает к дефолт-системе мозга. В результате наш мозг «впадает в спячку». Человек начинает мыслить стереотипно и не стремится к получению новых знаний. Для того, чтобы включилась дефолт-система, нужно минимум 23 минуты активного мышления над проблемой. А среднее время потребления и просматривания одной единицы контента — пять секунд. Именно поэтому огромную популярность обрели короткие видео с музыкой.
Вспомните, как ведут себя маленькие дети, которые хотят что-то получить от родителей. У них в мозге происходит колоссальный объем работы. Дети стараются найти нестандартные ходы для того, чтобы получить желаемое. Они анализируют поведение родителей, мимику и т.д. Все это происходит потому, что их дефолт-система работает, а не ущемлена центральной исполнительной системой. Ведь маленькие дети не тратят свое время на просмотр новостей в социальных сетях.
Цели, которые ставит перед собой человек, диктуются тем, насколько наш мозг способен конструировать образ будущего. Так как дефолт-система перестает работать, человек не сможет сам себя мотивировать и сам ставить перед собой цели.
Мы наблюдаем изменения в структуре социального взаимодействия. Нужно понимать — изменения в коммуникациях приводят к цифровому аутизму, снижению эмоционального интеллекта, увеличению цифровой зависимости.
Как распознать у себя признаки цифрового аутизма?
• При общении с кем-то вы просматриваете ленту социальных сетей.
• Вам проще общаться в мессенджерах, чем в жизни.
• Вас постоянно тянет проверить социальные сети.
• Проводите больше четырех часов в день в цифровом пространстве.
Если вы согласны с приведенными утверждениями, то вам нужно соблюдать следующие правила цифровой гигиены, чтобы полностью не утратить способность к мышлению и межличностному взаимодействию в жизни.
• Следите за экранным временем и поставьте лимит на приложения, в которых проводите больше всего времени.
• Отключите уведомления и не дергайтесь каждый раз, когда кто-то поставил вам лайк.
• Проверяйте почту систематически, а не спонтанно.
• Найдите для этого специальное время.
• Убирайте телефон за 1 час до сна и 1 час после пробуждения.
Общайтесь с людьми: смотрите им в глаза, улыбайтесь, пытайтесь понять человека напротив вас. И не доставайте в это время телефон, это неприлично, в конце концов. Здоровайтесь и разговаривайте с людьми. Переживайте за других. Ставьте себя на чужое место. Смейтесь и плачьте вместе с друзьями — это лучшая профилактика цифрового аутизма.