Читатель "Московских историй" Сергей Л помогает нам перенестись в 80-е годы - а иногда и подальше, - прогуляться вокруг Архитектурного института и даже оказаться внутри МАРХИ.
Рождественка, 11 (тогда улица Жданова). Московский архитектурный институт - МАРХИ - бывшая усадьба Ивана Воронцова. В начале 80-х это было такое "намоленное" место. Во-первых, почти не тронутый уголок старой Москвы, потертый, не особо умытый и от этого очень уютный. Но если здания вокруг откровенно сонно щурились под отеческим присмотром красавца, бывшего Жилищно-коммунального банка СССР, ну и, естественно, общеизвестного комплекса таинственных сооружений на площади Дзержинского, то дворик МАРХИ был полным контрастом - с его вечной толпой из юных лиц разной степени потрепанности, увешанных кто холщовым мешком с огромной рамой, кто с беломориной в уголке рта.
И все то ожесточенно спорят, то дружно ржут над свежим анекдотом, то печалятся по какому-то своему поводу. И такой водоворот практически до темна.
Поскольку в соседях у МАРХИ был Институт востоковедения Академии наук, то раз в неделю, по библиотечным дням, я наблюдал, иногда с завистью, эту архитектурную вольницу.
Официально МАРХИ был создан 14 октября 1933 года. Он стал единственным в СССР учебным заведением, готовившим исключительно архитекторов. Для института были выделены помещения бывшей усадьбы Ивана Воронцова. Метаморфоза старинной усадьбы случилась не сразу. В 1809 году в ней расположилось московское отделение Императорской медико-хирургической академии . В 1890 году власти передали усадьбу Строгановскому художественно-промышленному училищу. Комплекс реконструировали под его нужды.
Удалось побывать и внутри этого храма вольности. Моя одноклассница году в 1985-м там училась и работала на кафедре. Забегал в гости. В чем-то было похоже на старый Университет на Моховой - простором, коридорами, большими залами-аудиториями. Но в университете любимый цвет стен был светло-желтым, так в памяти отложилось, в МАРХИ же преобладали сероватые, легкие цвета. И очень много света.
В 1890 году, при реконструкции, демонтировали парадную лестницу. Освободившееся пространство разделили перекрытиями на два этажа. Новую, главную, чугунную лестницу разместили в правой части здания. Один из парадных двусветных залов бывшей усадьбы разделили на две части. В новых помещениях обустроили актовый зал и большую аудиторию. Для лучшего освещения аудиторий растесали окна, сохранив пять рам актового зала.
В переходах и нумерации комнат и кабинетов можно было запутаться. Что я и не преминул сделать, пытаясь пройти по узким лестницам в правое крыло здания. Некоторые лестницы, кажется, были то ли кованными, то ли чугунными, такой строгой красоты. В общем, увиденное полностью соответствовало ощущению, что искусство должно жить именно в таком доме.
Второй раз побывал там лет шесть назад, уже когда моя младшая возжелала пойти в МАРХИ на подготовительные курсы. По прошествии лет 30 вошел в здание и первая мысль: да я все тут знаю! Особенно приятно, когда ведешь свое подрастающее поколение по знакомым переходам и с видом знатока даешь "пояснения" на восклицания: "А это что?". #сергей л
Еще: "Нескончаемый подвал был полностью забит старыми подрамниками", "Из окон дворников мы могли наблюдать за жизнью вокруг фонтана".