Тема очень обширная, но попробую описать этот процесс простым языком и сильно не углубляться в терминологию и сложные судовые процессы.
На фото выше, буксир тянет наш 275-метровый танкер (еще 2 буксира на сопровождении) и мы заходим на долгожданный (а для кого-то не очень) 5-ти летний ремонт судна. Отдаленно это можно сравнить с плановым ТО автомобиля, только периодичность другая (каждые 5 лет) и объем работ (2 недели). Срок указан именно для "пятилетки", бывал я как-то на 15-летнем ремонте, так он вообще длился целый месяц.
И тут я такой - зелёный-молодой 3 помощник уже весь в нетерпении, когда же уже судно зайдет в сухой док, корпус судна встанет на киль-блоки, воду из дока сольют, а я помчу в город Стамбул. Да, ремонт наш проходил в пригороде Стамбула - г.Тузла. Кааак я мечтал о Турции!
Кстати о футбольных полях, которые промелькнули в заголовке. Мне всегда было очень интересно это сравнение (еще с курсантских годов), ведь футболист я заядлый (1-й взрослый разряд). Так вот, рекомендуемая длина футбольного поля (рекомендация ФИФА) - 105 метров. А длина танкера на фото выше - 275 метров, это прям значительно больше 2-х футбольных полян вместе взятых. Размеры просто ошеломляют.
Если присмотреться на том же фото в левом нижнем углу можно увидеть рабочую газель, которая меньше в несколько раз только одного винта судна (голубого цвета)
Давайте, пару слов о самом ремонте, а потом расскажу вкратце о своем распорядке и путешествиях в Стамбул
Как только судно встало в сухой док и трап (связь с берегом) установлен, приходит много народу. От Суперинтенданта - представитель компании, который несет ответственность по ремонту судна и держит на контроле весь ремонт, до бригадира и рабочих, которые трудятся сутки напролет. Да, кстати турки работали с 08:00 до 18:00, а вот китайца на СРЗ в Китае работали чуть ли не круглосуточно.
Также приходят разные специалисты, инженеры, обслуживающие ту или иную систему или механизм. На ходовой мостик - одни, в машинное отделение - вторые, по грузовой и балластной системам - третьи и так далее. Задействовано очень много людей, ведь объем работ просто колоссальный.
Одна оббивка ржавчины и полное снятие слоев краски с корпуса судна с дальнейшей грунтовкой и перекраской чего стоит. Объемы просто гигантские!
Хватит о работе, поговорим о приятном;-)
Да, ремонт дело не "сладкое" для многих, но для младших штурманов: 2-й, 3-й и 4-й(если есть) помощники мечтают попасть в ремонт.
Распорядок бывает разный, как договоришься. Нас было двое и мы решили стоять сутки через сутки. Самый оптимальный вариант. Да, весь день приходится побегать по судно, организовать или проконтролировать какие-то процессы, но после ухода "работяг" в 18:00 наступает самое прекрасное время. Можно и киношку посмотреть, книгу почитать, а после ночного сна, в 8 утра уже и вахту сдавать. А там в душ по-быстрому и сразу в город, да до самой ночи можно))
Если кто-то из судоводителей читает мою статью и идет 1-й раз в ремонт, договаривайтесь на суточные вахты - это очень удобно. И в город полноценный выход прям до позднего вечера, и выспаться хватает до 8 утра с головой.
За 2 недели ремонта, я четырежды посетил город Стамбул (из Тузлы добираться 1,5-2 часа). Увидел исторические и величественный достопримечательности, как Айя-София, Султан Ахмет (Голубая мечеть), дворец Топкапы - Главный Дворец Османской Империи. Эти места обязательны к посещению!
Вообще у меня в планах выпустить отдельную статью о Стамбуле, в этой статье не будем заострять особое внимание.
Ах да, не могу не сказать о Гранд-базаре Стамбула и Египетском базаре турецких сладостей, орехов и сухофруктов. Место очень колоритное и специфическое, возможно не всем понравятся зазывания продавцов и устраивание "торгов" у прилавков.
Но лично я был в диком восторге от этого общения, я посмотрел на торговлю совсем с иной стороны. Ведь мы как привыкли в магазинах или на рынках? После вопроса продавцу: "Скидку сделаете?", ответ был что-то вроде: "Я не могу, я всего лишь реализатор" или "Какая скидка!!! И так дешево отдаю" и т.д.
Но как принято в Средней Азии, в частности возьмем Турцию. Ты пришел на Базар, торговец пригласил тебя в свою лавку, показывает товар, дает попробовать и предлагает свою цену. Ты в свою очередь не то, чтобы можешь, скорее даже должен предложить свою. И вы потихоньку сходитесь на той цене, которая устраивает обе стороны. Так в идеале. Но многие из нас не любят торговаться и если цена не устраивает просто идут в другие лавки.
Стамбул очень колоритный и интересный, а когда ты в него приезжаешь прямо с судна, где работа буквально "кипит" - это вдвойне интересно!
Ладно, буду заканчивать, а то еще сейчас чего-нибудь напишу)) Надеюсь у меня получилось рассказать о ремонте судна коротко и просто;-)
А вы бывали в ремонте, может быть даже на авто?)))Или в Стамбуле? А может и еще где-нибудь?
Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓