Говорили, что они были пьяницами, неграмотными и сифилитиками. Их деятельность была окружена почти всеобщим презрением. Им плохо платили и с ними плохо обращались - но все же были новые берущие. Но они построили мощь Великобритании.
«Управляйте Британией, Великобритания - волнами» - слова неофициального гимна Великобритании лучше всего описывают то, что происходило в морях и океанах с 18 века. Британский флот, несомненно, поставил другие страны в углы (или, скорее, по краям), наполнив нацию гордостью. И все же те же люди, которые говорили о морской мощи своей страны, на одном дыхании жаловались на тех, без кого этот успех был бы невозможен. Моряков.
В 1869 году британские дипломаты в портовых городах по всему миру по заказу Торгово-промышленной палаты подготовили отчет об экипажах местных кораблей. Наиболее часто употребляемым термином был не столько морской волк, сколько «пьяница», за которым следовали «сифилитический», «неграмотный», «нечестный» и «непокорный». В общем, британский моряк воспринимался многими как «просто леденящее кровь и работающее животное». Мнение дипломатов подтвердил английский писатель Даниэль Дефо, отметивший, что «моряки жестоки в каждом своем шаге. Они жестоко проклинают, жестоко пьют и безжалостно тратят деньги ».
Море пива для всех
По общему признанию, критики были правы, по крайней мере, частично. Но когда дело доходит до выпивки, политика британского флота не безупречна. Положения о провизии примерно с 1740 года предполагали, что каждый моряк должен получать до 7 галлонов пива в неделю, или почти 32 литра. Так в день он выпивал до 4,5 литров золотого напитка!
Пиво - «связующее звено, которое связывает воедино тело и душу моряков», - признавал в начале 18 века писатель, скрывающийся под псевдонимом Барнаби Слаш. Интересно, что с середины семнадцатого века (после поглощения испанцами Ямайки) распределение пива иногда заменяли ромом, а позже - грогом.
Последнее изобретение, смесь ромовой воды с добавлением лимонного сока, помимо улучшения настроения моряков благодаря витамину С, способствовало борьбе с цингой. После наполеоновских войн моряки получали только грог. Эта практика продолжалась на кораблях ВМС Великобритании до 1970 года!
Однако количество выпитых напитков не означает, что моряки были постоянно пьяны. Пиво, которое везли на корабли, было крепостью 1–3%. Так что он был намного слабее, чем сегодня. Зачем вообще брали алкоголь? Ну вода просто отошла во время дальних переездов. Даже сегодня минеральный напиток через несколько дней источает невыносимый запах. Между тем, напиток из золотого ячменя также содержал калории и витамины, что было чрезвычайно важно при достаточно единообразном меню.
Каша откушенная акулой
«Англичане, а особенно моряки, больше всего любят свои животы», - писал мемуарист Сэмюэл Пепис, когда-то отвечавший за снабжение флотом в середине семнадцатого века. Однако гурманам нечего было искать в Королевском флоте. Основным продуктом питания были сухарики, каши и соленое мясо - говядина и свинина. Последнюю замачивали в воде на несколько часов, чтобы она снова стала съедобной.
По понятным причинам ощущалась нехватка свежих фруктов и овощей. Люди пытались нарушить однообразие обедов, добывая свежее мясо в портах и ловя рыбу. Однако не все моряки согласились на кулинарные новинки. Например, некоторые люди отказались есть акул. По их утверждениям, эти хищники поедают людей, а это значит, что, съев их, они станут каннибалами.
Правила питания оставались практически неизменными на протяжении веков. В 1878 году писатель Конрад Корзеневский боролся с однообразием камбузной еды. Прежде чем он получил известность и признание критиков, он служил матросом у герцога Сазерленда. Его стандартный день описан в книге «Джозеф Конрад и рождение глобального мира»
Несмотря на эти неудобства, стоит подчеркнуть, что если моряки находили честного шкипера, который не воровал во время снабжения, а еда не портилась - что было легко в сырых и затхлых трюмах, - они потребляли до 5000 ккал в день. Это намного больше, чем сегодняшний стандарт для физически работающего мужчины, который составляет до 4500 калорий.
Однако моряки проработали 12 часов. Неудивительно, что им удалось взбунтоваться из-за нехватки еды. В 1740–1820 годах произошло 62 восстания. 13 процентов из них взорвались из-за плохой подготовки. Недовольство номер один было связано с слишком грубым обращением.
Кот для битья
У офицеров был широкий арсенал телесных наказаний. Порка была одной из самых популярных. При порке использовалось оружие грозно называющиеся «девятихвостый кот» - кнут с девятью концами, который буквально перерезал беднягу спину.
Наихудшими проступками были засыпание при исполнении служебных обязанностей, неподчинение и несоблюдение гигиены. Королевский флот был помешан на чистоте. Таким образом были предприняты попытки бороться с такими болезнями, как дизентерия и тиф. Лишь некоторые моряки, в том числе работающие на парусах, были освобождены от обязанности постоянно чистить палубу. На тех, кто следил за собой вне торговых точек на борту, также постоянно охотились.
Не жизнь, а тюрьма
Строгая дисциплина и плохие жилищные условия зарплатой не компенсировались. Как писал Адам Смит в 1776 году в «Богатстве народов», средний моряк торгового флота, покидающий Лондон, мог рассчитывать на зарплату в размере 21–27 шиллингов в месяц. При этом рабочий зарабатывал 40–45 шиллингов. В других портах ставки на морских волков были еще ниже.
Моряки Королевского флота могли рассчитывать на еще более низкие зарплаты, что привело к восстанию в 1797 году. Неудивительно, что доктор Сэмюэл Джонсон, английский писатель и лексикограф, заметил, что «ни один человек, достаточно изобретательный, чтобы не посадить себя в тюрьму, не станет моряком; ибо жизнь на борту - это жизнь в тюрьме с добавленной возможностью утонуть ».
Так откуда же взялись моряки? Некоторые из них выбрали эту профессию, продолжив семейную традицию. Другие позволили себе увлечься жаждой приключений. Море предлагало путешествие в неизведанные экзотические страны, мужскую дружбу, а также способствовало социальному продвижению.
Достаточно упомянуть, что сам Джеймс Кук родился в семье фермера. Трудовую деятельность начал в море обычным моряком. В итоге он стал великим исследователем и капитаном на службе Его Величества. Конрад Корзеневский, напротив, нашел работу на корабле, почти не зная английского. Также он получил капитанские права. Подобные истории были не редкостью.
У Королевского флота появился еще один способ пополнить экипажи. В 1793 году была оформлена так называемая Impress Service, то есть служба найма. Проблема в том, что вербовщики не столько уговорили молодых людей поступить на флот, сколько похитили их с улиц. Таким образом они хотели пополнить ряды флота, которому во время войны требовалось до 60 000 дополнительных рабочих рук. Наибольшим спросом пользовались мужчины, уже имевшие опыт работы на гражданском флоте.
Были даже некоторые вербовщики, совершающие набеги на торговые суда и похищающие членов экипажа! Эта драконовская система не отменялась до 1833 года. Тогда в море остались только те, кто хотел.