По заглавию понятно о ком пойдёт сегодня речь, так что сразу приступим без всяких ностальгических чувств по 90-м годам. Замечали же, что сейчас к ним появилось слегка трепетное отношение в определённых кругах? Те, кто не жил в ту прекрасную пору грустят, что не застали эпоху перемен. Те, кто жил вспоминают ушедшую юность. Я ко всему этому стараюсь относиться проще. Было и прошло. Время двигаться дальше. Так что поехали.
Может ли человек, получивший музыкальное образование по классу скрипки играть поп музыку? Запросто. В случае же с Каем иронично, что для него диалог «Где? В Караганде» имеет личное значение. Именно там он и родился. Правда рос в столице союзной республики, где и был отправлен обучаться в музыкальную школу. Если кто не помнит, то столица тогда была Алма-Ата. Прекрасный город, между прочим. Так вот юноша показывал столь блестящие результаты, что его забрали из Казахстана в Москву. И музыкальную школу он окончил в столице. О чём нам это говорит? Да о том, что Кай в детстве был очень одарённым ребенком. Просто так в Москву детей не забирали. Для этого нужно было блестяще выступить на нескольких конкурсах.
После начальной школы Кай получил среднее музыкальное образование, но вместо консерватории отправился в армию на два года. Что тоже как-то неожиданно. Ведь теоретически он мог бы строить дальше карьеру в классической музыке, но предпочёл этому кирзовые сапоги.
Самое же удивительное началось дальше. Вернувшись из армии, он несколько лет трудился в тамбовской филармонии. К слову вот это советское распределение по провинции талантливых людей было очень разумным ходом. Ведь многие современные звёзды успели потрудиться в таких экзотических местах как Чита или Саратов. То есть, экзотики-то нет никакой, но сам факт примечателен. Сегодня же из Читы и Саратов начинающие музыканты сразу стремятся уехать в столицу. Это и называется отрицательная селекция, от которой так страдает провинция. Лучшие умы уезжают, тогда, как в Советском Союзе наоборот они приезжали по распределению в небольшие города.
В общем, проработав в тамбовской филармонии Кай, набрался опыта и мог не только играть музыку, но ещё и заниматься аранжировками и звуком. То есть стал сам себе режиссером. Но к концу 80-х годов в стране грянули такие перемены, что продолжать трудиться в филармонии, для него было бессмысленно. Так он и оказался в Москве, с амбициями и рядом песен ставших впоследствии хитами.
Не знаю как вы, а я лично отчётливо помню его блокбастеры «Position № 2» и «Мама, я хочу быть пионером». Почему-то в 90-х бытовало мнение, что эти песни сочинил и исполнил человек далёкий от музыки и вообще не умеющий играть. Вообще существовал искусственно созданный стереотип, что вся наша поп музыка делалась дилетантами в ту пору. Однако если немного почитать биографии тех людей, которые ей занимались, то можно выявить удивительные вещи. Дилетантов-то там как раз почти и не было.
Ну а то, что кому-то такие песни казались безвкусными сугубо его личное дело. Понятное дело, что тут перед нами не Пинк Флойд, но массовый слушатель к тому времени и не хотел сложной музыки. Народу требовался какой-то фон и эту нишу блестяще заполнил Кай Метов. Осуждать людей-то за их выбор нельзя. Естественно я не буду сейчас всё это слушать, но рассматривать эти песни и их исполнителей как срез эпохи весьма любопытно. Более того я уже неоднократно тут говорил, но повторюсь ещё раз. Я бы с удовольствием почитал бы большую и увесистую книгу о нашей поп музыке, начиная с перестройки и заканчивая нулевыми годами. Это целая эпоха, о которой мы не так-то и много знаем. И представить ту эпоху без Кая и его «Position № 2» невозможно.
Если у кого-то возникнет вопрос что может быть интересного в разрезе музыки и эпохи, то объясню. Кай Метов выпускался на такой фирме как «Master Sound Records». Там же выходили диски групп Нэнси, Мастер, Красная Плесень, Монгол Шуудан, ДК и Лесоповал. Ничего так подборка артистов, не так ли? Вот это меня и интересует. Как был устроен шоу бизнес изнутри в то время. Как заключались все эти контракты и организовывались концерты. К примеру с Каем как-то пересекался Юрий Хой. Вот чего их связывало людей из разных миров? Хотя как разных? Всё это и был мир нашего шоу-бизнеса.
Сейчас Кай Метов уже не так известен как в былые годы. Насколько я знаю, он занимается бизнесом и является совладельцем нескольких фирм. Одно время он даже числился директором ночного клуба, но альбомы всё же записывает. И тут скорее всё это делается уже для души. Вряд ли ему в 56 лет надо кому-то и что-то доказывать.
И возможно вы тоже не будете слушать его в своём плеере, но уж вспомнить о том, что наша сцена была пёстрой в 90-е годы, точно не будет лишним. Загадка же для меня тут кроется лишь в одном. Почему человек имея блестящее музыкальное образование, вдруг заиграл, в общем-то, простую музыку? Возможно, сказывается желание заработать деньги, но мне кажется, что человеку умеющему играть классическую музыку, было любопытно попробовать себя в современном на тот момент звуке.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.