Матч с Легией снова убедил меня в бесперспективности пребывания Руя Витории в Спартаке. Тот случай, когда рад был бы ошибаться, но, видимо, оказываюсь прав. Игры у команды по-прежнему нет.
С одной стороны, это логично: её у Спартака не было и при Тедеско, а Витория работает с командой лишь пару месяцев. С другой стороны, это даже и не самое плохое. Ещё хуже, что нет никаких подвижек, никаких проблесков; из матча в матч Спартак представляет собой унылое зрелище. Ещё хуже, что не имея игры, команда и в плане характера, самоотдачи, желания бороться и побеждать, тоже находится в очень плохом состоянии. Результат также отсутствует.
Логично, что имея преимущество по игре, по ударам, по владению мячом, Спартак, тем не менее, проиграл Легии: чтобы всё это трансформировать в нужный счёт или хотя бы в достойные моменты (которых у красно-белых было минимум), нужна игровая мысль, идеи в атаке. У Спартака этого нет уже много лет. Витория здесь ничего не испортил. Но и не улучшил. Глобальных сдвигов за пару месяцев не добиться, но даже и минимального, локального прогресса лично я тоже не вижу.
А вот если смотреть по персоналиям, то регресс налицо: Ларссон играет явно хуже, чем в прошлом сезоне; Соболев тоже; Мозес, который был, наверное, лучшим игроком Спартака во второй половине прошлого сезона, также сдал; Промес и Бакаев не сдали: как были на нуле, так и остаются – реанимировать их у Витории не получается. Разве что Понсе прибавил – по крайней мере, стал забивать.
Ну и концовка матча с Легией. Думаю, она войдёт в историю. Идёт добавленное время. Вроде бы надо мобилизовать все силы, чтобы всё-таки вырвать победу (или хотя бы попытаться). Но защитники Спартака, находясь с мячом на своей половине поля, не знают, что делать (при том, что их никто не прессингует), и просто перепасовываются друг с другом. Это говорит о том, насколько в команде низок уровень отлаженности взаимодействий и о том, что Спартак не был ментально заточен на победу.
Наконец, Джикия делает адресный навес на Соболева, но тот проигрывает верховое единоборство, после чего очень вяло, скорее имитируя борьбу, пытается вернуть мяч. Хотя вышел он замену – сил должно было быть много; и не только сил, но и желания, мотивации бороться – чтобы в следующий раз выходить уже не со скамейки, а в в стартовом составе.
Затем последовал перформанс Рассказова. Так навскидку даже не вспомню, когда ещё игрок, не убедившись на 100%, что мяч ушёл в аут, взял и выключился из игры. Уже в штрафной Спартака Ломовицкий упустил своего игрока, который и забил гол.
При этом Ломовицкий тоже вышел на замену, и нельзя сказать, что этот провал случился вследствие того, что он был измотан. Далее, Максименко почему-то не пошёл на перехват, застыв в полупозиции – как следствие, мяч забивался уже в пустые ворота. Наш вратарь, конечно, хорош на линии ворот, но вот в остальных компонентах...
Всё вышеперечисленное вряд ли могло бы иметь место в ситуации, когда тренер правильно настроил, зарядил команду на матч. Но раз уж такое случилось, то это повод сказать, что Витория – ещё и слабый мотиватор, который не имеет должного ментального контроля над командой.
Кстати, Ломовицкий оказался причастен не только к голу Легии, но и к единственному опасному моменту поляков, не завершившемуся забитым мячом: на своём фланге он легко позволил себя обыграть, в результате чего последовал удар с убойной позиции. Такие-вот неудачные замены были сделаны у Спартака в этом матче.
И только не надо жалеть португальца. А то нашлись уже экземпляры, считающие, что "разве бедный Руй виноват, что игроки так косячат?!". По сектантской логике, только при Кононове если игроки "косячили", то виноват был Кононов. Когда же они "косячили" при Каррере, Тедеско, Витории, то Каррера, Тедеско и Витория не были в этом виноваты.
На самом деле тренер всегда должен отвечать, что футболисты делают на поле – в т.ч. за то, что они "косячат". Это первое. Второе, почему Витория не заслуживает жалости: он не вслепую приходил в Спартак – знал, на что шёл. Наверняка португалец просматривал матчи команды, подробно знакомился с характеристиками игроков, и явно знал, что морально-волевыми качествами они не отягощены.
Знал, какие персонажи крутятся около Спартака и в самом Спартаке на руководящих должностях должностях. Знал, но согласился, т.к. понимал, что, наверное, никто (по крайней мере, в Европе) не будет платить ему столько, сколько Лукойл. Для Руя, который до этого, к слову, работал в Саудовской Аравии это нормально – преобладание финансовой составляющей над спортивной.
Итак, контракт с Виторией надо бы расторгнуть. Считается, что уходить надо на пике, уходить надо победителем. И Рую следовало уйти сразу после триумфального выступления Спартака на Кубке Матч Премьер, где подопечные Витории не просто заняли 1 место, но и разгромили каждого из соперников с разницей в 4 мяча.
Тогда бы Руй действительно ушёл красиво, ушёл победителем. Сейчас же придётся уходить (самому или быть уволенным) в ситуации, когда команда в тупике, а тренер утратил игровой и ментальный контроль над ней (а может даже изначально не имел такового).
Для тренерской отставки сейчас самое время. Так сложилось, что свои лучшие сезоны в 21 веке (2006, 2009 и 2016-17) Спартак проводил именно после того, как в начале сезона менял тренера. Сейчас команда в яме. Помочь выбраться может только сильная эмоционально-психологическая встряска, мощный эмоционально-волевой взрыв. Витория организовать это, думается, не в состоянии. Будем надеяться, что его преемник сможет!
Было изначально понятно, что явная ошибка (хочется верить, что именно ошибка, а не сознательное вредительство) – приглашать Руя Виторию в то время, когда свободны Клаудио Раньери и Рафаэль Бенитес. Раньери, кстати, свободен и сейчас.
Клаудио – лучший в истории футбола кризисный менеджер, гений выжимания максимума из любых, даже самых скромных ресурсов. Именно он вытащит Спартак из кризиса и спасёт для красно-белых важнейший сезон – сезон 100-летия клуба. Если, конечно, руководство Спартака примет правильное решение.