Сказать, что я совсем не читал Стейнбека нельзя. Познакомился я с этим американским писателем давным-давно, прочитав в журнале «Вокруг света» его приключенческий роман «Золотая чаша» про жестокого пирата Генри Моргана. Потом была прекрасная книга путевых очерков «Путешествие с Чарли в поисках Америки», дальше, в году так в 82-м, в каком-то толстом журнале наткнулся на повесть «Консервный ряд» и гораздо позже прочел роман «Зима тревоги нашей». Я даже читал «Русский дневник» Стейнбека, в котором он повествует о пребывании в послевоенном Советском Союзе, с удовольствием отмечая достижения советских людей и старательно не замечая громадных проблем. А вот главную книгу Джона Стейнбека «Гроздья гнева», принесшую ему престижную Пулитцеровскую премию 1940 года, я как-то пропустил.
Возможно потому, что Стейнбек (1902-1968), будучи большим другом Советского Союза, с началом вьетнамской войны, которую он не то что поддержал, но оправдывал, превратился во врага СССР, и писателя довольно долго в нашей стране не печатали. Помню статью какого-то нашего критика, утверждавшего, что Стейнбек завидовал всемирной славе Хемингуэя и поэтому отправился во Вьетнам. Ну, это вряд ли. На Второй мировой войне он тоже побывал и был ранен, пил он не меньше старины Хема, да и женским вниманием обижен не был. Просто его сына отправили во Вьетнам, и писатель как-то, и в первую очередь для себя лично, пытался обосновать необходимость присутствия Америки на другом континенте. Потом, с увеличением количества цинковых гробов, покрытых звездно-полосатым флагом, Стейнбек осознал гибельность этой авантюры. У Стейнбека, как у всякого большого художника, были свои убеждения, увлечения и заблуждения. А Нобелевскую премию по литературе он получил в 1962 году с формулировкой: "За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением".
Так или иначе, но к его главной книге я пришел с большим опозданием. Однако, это опоздание отнюдь не трагическое, поскольку большие книги, в отличие от однодневок, поднятых наверх мутной волной сиюминутного успеха, всегда востребованы, так как они затрагивают вечные вопросы жизни и смерти, любви и веры, надежды и отчаяния.
Роман «Гроздья гнева», вышедший в 1939 г., повествует об американской семье, ставшей жертвой Великой депрессии. Тогда, огромное количество людей вынуждено бросили свои дома и гонимые нуждой устремились в далекую Калифорнию. Стейнбек, сам уроженец Калифорнии, пишет об этой трагической странице в жизни США со знанием всех подробностей. Страну от Великой депрессии спас президент Рузвельт и начавшаяся II мировая война. Но, наверное, именно в годы Великой депрессии навсегда рухнула американская патриархальная семья, и отношения между отцами и детьми приобрели четко выраженные товарно-денежные отношения.
Книга написана неравнодушным, честным человеком и даже, несколько прямолинейные авторские вставки, обвиняющие и бичующие власть имущих, не мешают восприятию произведения. Если до книги «Гроздья гнева» Стейнбек был для меня просто очень хорошим писателем, то после прочтения этого романа он, несомненно, занял место на пьедестале великих писателей XX века.
Некоторые говорят, что это произведение социалистического реализма, что стоит только одна цитата: «Конечная, ясная функция человека —работать, созидать, и не только себе одному на пользу, — это и есть человек». Но если это и социалистический реализм, то очень высокой пробы, горьковская «Мать» просто отдыхает. И становятся понятны довоенные симпатии многих западных интеллектуалов к Советскому Союзу. Стейнбека можно уважать за одну только фразу, не сочтите её экстремистской: «…когда собственность сосредотачивается в руках небольшой кучки людей, ее отнимают». Довольно злободневно, не правда ли? Несмотря на прошедшее время со дня издания книги, в ней многое перекликается с нашим сегодняшним днем. И ты по-другому взглянешь на людей, приехавших в Россию, в Москву в поисках лучшей доли.
Пару слов о книге «Гроздья гнева», выпущенной в 2019 г. «Издательской Группой «Азбука-Аттикус» —обладателем товарного знака «Издательство Иностранка». Прекрасно оформленное издание, на хорошей бумаге и с четким шрифтом. Так что читайте, а то вдруг её запретят.