Найти тему
📚 МемуаристЪ

Лётчица жаловалась Сталину на Голованова

Сталину жаловались иногда даже совершенно заслуженные люди. Особенно, если у прославленных героев слегка голова шла кругом от почестей и наград. Мы как-то уже вспоминали как лётчик-рекордсмен Громов писал кляузы на командующего авиацией рубаху-парня Руденко.

Очень похожая история произошла между выдающейся Советской лётчицей Валентиной Гризодубовой и создателем авиации дальнего действия Александром Головановым. А разбираться опять пришлось лично товарищу Сталину.

Вождь в первые годы Войны старался ставить на командование выдающихся лётчиков времени мирного. И военного опыта поднабраться и привнести во фронтовую авиацию самые передовые подходы и способы.

Кто-то успешно вливался в ряды, а котому-то портупея явственно жала. Избалованные наградами, рекордами, вниманием мировой прессы звёзды мирного времени очень тяжело врастали в армейские порядки. Разовый подвиг на грани возможностей человека и ежедневное скучное следование приказам требуют очень разных качеств характера.

Валентина Гризодубова – лётчица великая, впервые за штурвалом самолёта оказалась в два с половиной года. Её отец сам конструировал лёгкие самолёты и взял дочку в испытательный полёт.

У Валентины целая связка мировых рекордов скорости и дальности в воздухе. Самый известный полёт – беспосадочный перелёт через весь Союз на Дальний Восток на самолёте «Родина». Совершенно неслыханный подвиг во всём мире для женского экипажа! Более суток полёта!

Именно за тот героический перелёт Гризодубова получает первой из женщин звание Героя Советского Союза. Кстати, что любопытно, про Золотую Звезду Героя в этом случае говорить было бы неправильно.

Дело в том, что привычная нам медаль "Золотая звезда", обозначающая Героя, будет придумана только через год после награждения Гризодубовой званием Героя – в тридцать девятом.

И ещё любопытный факт – разбитый девушками в болотах самолёт «Родина» перегонял в Москву муж Гризодубовой, тоже известный лётчик-испытатель. А женский экипаж Родины ехал обратно через всю страну на агитационном поезде. С выступлениями чуть ли не на каждой станции. Немудрено вскружить голову.

И вот эта героическая девушка оказывается в Войну командиром полка в подчинении у Голованова. Отношения с командиром явно не складываются. По мемуарам Голованова - в полку бардак и раздрай, а командирша регулярно катается по своим делам в Москву и никто ей не указ.

Лётчица-рекордсменка, депутат Верховного Совета, мировая знаменитость, девушка-полковник! Какие ей скучные командиры в портянках?

Несмотря на это, жалобу Сталину накатал не командующий авиацией Голованов, а как раз наоборот – Гризодубова сочинила кляузу на своего командира. Товарищ Сталин сперва даже посмеялся:

- Мы тут наконец-то и на Вас жалобу получили, товарищ Голованов. Ну ничего, будем разбираться.

Разгадка была простая – Гризодубову за звёздность и небрежение субординацией армейские командиры не любили. Опять же, девушка ходила в любимицах Сталина и бравировала этим. Поэтому наказывать её у генералов рука не поднималась.

Но и награждать её особо избегали. При всей своей звёздности, Гризодубова была лётчицей храброй и умелой. Более двухсот раз вылетала на боевые, в половине случаев в особо сложных условиях, ночью, при нелётной погоде и так далее. А вот медалями особыми похвастаться не могла.

Амбиции Гризодубовой требовали новых наград. Девушка всерьёз мечтала о генеральских погонах. Первая девушка-генерал, каково!

Для этого и надо было всего-ничего – особый статус полку и объявить его гвардейским. Гризодубова идёт ва-банк, наплевав на субординацию, через головы трёх уровней командиров пишет разгромное письмо лично Сталину.

В жалобе лётчица писала, что командование из-за личной неприязни зажимает её, не даёт наград и повышений. А виноват во всём командующий авиацией Голованов!

Дело осложняла и большая общественная работа Гризодубовой. Она была председателем Антифашистского комитета Советских женщин. Регулярная участница собраний в пользу партизанского движения. Замечательный образец патриотки для любой Советской девушки.

Дело было весной сорок четвёртого. Сталин мог бы просто отмахнуться от дрязг авиаторов. Не до того было. Но Верховный решает, что оставлять такой вопрос нельзя и лично принимается разбираться.

Голованова вызывают на ковёр в Кремль. По тону беседы, по первым же словам маршал понимает – Сталин уже всё решил. Быть и гвардейскому полку и генералу-девушке Гризодубовой.

Остались формальности – нужно, чтобы командующий авиацией Голованой подписал представление полка к званию гвардейского. Вот уже и документ заранее заготовлен. Но какой же он тогда командующий? Да и какие приказы после такого унижения могли отдавать Гризодубовой её непосредственные командиры?

Голованов категорически заявляет, что это неправильно. Есть объективные вещи – в полку высокая аварийность, техника бьётся и не на боевых вылетах. Командиры подразделений ведут себя расхлябанно.

Сама командир полка то и дело без доклада командованию отлучается по личным делам. По условиям военного времени это не гвардейский значок, а совсем другое!

Выступить вот так прямо против Сталинской любимицы – дело крайне рискованное. Решились бы на такое очень немногие. Тем более, когда вопрос по существу уже решён в пользу девушки-героини.

Но Сталин принципиальность командующего оценил. Вердикт Политбюро был крайне неожиданным:

«Полковника Гризодубову за клевету в корыстных целях на своих непосредственных командиров от командования полком отстранить».

Сталин поморщился и довольно неприязненно спросил у Голованова:

- Товарищ маршал, имеете право передать дело полковника Гризодубовой военному трибуналу. Решать Вам.

Голованов обострять не стал и попросил дело замять. Никаких иных последствий выходка героической лётчицы более не имела. Но от командования полком всё-таки отстранили, да и генеральских погон она не дождалась.

Вот так, любимцы любимцами, рекорды рекордами, а товарищ Сталин превыше всего ценил справедливость. А вот клевету и шкурничество не прощал никому. Даже самым лучшим.