Найти в Дзене

Китайский "Lehman Brothers": кризис Evergrande трясёт экономику Поднебесной.

Мартин Фаррер и Винсент Ни, Гардиан Пт, 17 сентября 2021 г., 23.00 Кризис, охвативший Evergrande, вторую по величине в Китае компанию по недвижимости, является величайшим испытанием усилий председателя Си Цзиньпина по реформированию обремененных долгами гигантов китайской экономики. Это также может стать самым значительным испытанием, с которым финансовая система Китая сталкивалась на протяжении многих лет. В то время как разгневанные протестующие заняли штаб-квартиру проблемного застройщика, некоторые аналитики описали кризис Evergrande как “эффектом китайского Леман бразерс”. Только на этот раз это финансируемый кредитами девелопер, который внезапно не может выплатить свои долги в размере всего 300 миллиардов долларов, а не инвестиционный банк с "голубыми фишками", который многие считали слишком большим, чтобы обанкротиться, но вместо этого он был брошен на съедение волкам 13 лет назад. Хотя могут быть некоторые параллели, но более экстремальные пророчества о гибели Китая могут бы

Мартин Фаррер и Винсент Ни, Гардиан

Пт, 17 сентября 2021 г., 23.00

По оценкам, в Эвергранде еще предстоит достроить 1,4 млн предварительно проданных домов. Фотография: Грег Бейкер/AFP/Getty Images
По оценкам, в Эвергранде еще предстоит достроить 1,4 млн предварительно проданных домов. Фотография: Грег Бейкер/AFP/Getty Images

Кризис, охвативший Evergrande, вторую по величине в Китае компанию по недвижимости, является величайшим испытанием усилий председателя Си Цзиньпина по реформированию обремененных долгами гигантов китайской экономики. Это также может стать самым значительным испытанием, с которым финансовая система Китая сталкивалась на протяжении многих лет.

В то время как разгневанные протестующие заняли штаб-квартиру проблемного застройщика, некоторые аналитики описали кризис Evergrande как “эффектом китайского Леман бразерс”. Только на этот раз это финансируемый кредитами девелопер, который внезапно не может выплатить свои долги в размере всего 300 миллиардов долларов, а не инвестиционный банк с "голубыми фишками", который многие считали слишком большим, чтобы обанкротиться, но вместо этого он был брошен на съедение волкам 13 лет назад.

Хотя могут быть некоторые параллели, но более экстремальные пророчества о гибели Китая могут быть неверными, чем предположение о том, что Пекин просто вмешается и спасет Evergrande, чтобы последствия краха гиганта недвижимости не распространились на другие области китайской экономики.

“Похоже, что уже начался процесс финансового кризиса. По мере увеличения риска неплатежеспособности поведение торговых агентов, покупателей жилья, поставщиков и других заинтересованных сторон меняется таким образом, что это еще больше подрывает доходы и увеличивает расходы”, - сказал Майкл Петтис, профессор финансов Пекинского университета. “Как только этот процесс начнется, условия могут быстро ухудшиться, если только кто-то вроде правительства не вмешается, чтобы гарантировать выплаты”.

Поскольку беспорядки по поводу Evergrande продолжают нарастать, давление на сектор недвижимости Китая ощущается далеко за пределами одного застройщика. Августовские данные, опубликованные в среду, показали, что продажи жилья в стране по стоимости упали на 19,7% в годовом исчислении, что стало самым большим падением с апреля 2020 года. Рост цен на жилье также замедлился.

Вопрос в том, как Пекин должен вмешаться – если он вообще собирается это сделать. Некоторые аналитики полагают, что он попытается спасти часть Evergrande с помощью “политически активных” кредиторов, возглавляемой мелкими инвесторами и покупателями жилья, которые на этой неделе пришли в офисы Evergrande, чтобы потребовать свои деньги обратно. Такой публичный протест в Китае редок, и Пекин не может рисковать тем, что он перерастет в информацию о том, как элиты обогащаются за счет простых людей.

Протестующие у здания штаб-квартиры Evergrande в Шэньчжэне, юго-восточный Китай. Фотография: Ноэль Селис/AFP/Getty Images
Протестующие у здания штаб-квартиры Evergrande в Шэньчжэне, юго-восточный Китай. Фотография: Ноэль Селис/AFP/Getty Images

Начиная со вторника, когда ожидается, что фирма, основанная бывшим исполнительным директором сталелитейной компании Сюй Цзяин 24 года назад, объявит дефолт по двум ключевым банковским выплатам, крупные банки и финансовые учреждения столкнутся с перспективой радикального падения более чем на 75% из-за спасения мелких кредиторов.

Но ключевой вопрос в следующем: сработает ли это? На этой неделе компания шокировала рынок, признав, что не может очистить свои активы достаточно быстро, чтобы остановить падение. Цена ее акций падает, а торговля его облигациями приостановлена. Аналитики говорят, что это может привести к беспорядку.

“Кошмарный сценарий - это продажа активов Evergrande, которая превращает здоровую коррекцию рынка в разгром”, - сказал Габриэль Вильдау, специалист по политическим рискам в Китае и старший вице-президент консалтинговой фирмы Teneo.

Потенциальная бомба замедленного действия тикает уже несколько лет. Рынок жилья Китая сильно раздулся за годы дешевых кредитов и, по консервативным оценкам, составляет 16% ВВП, хотя по некоторым оценкам эта цифра составляет 25% – гораздо больше, чем доля в западных экономиках.

По данным МВФ, в 2007-08 годах для увеличения ВВП примерно на 5 трлн юаней в год требовалось около 6,5 трлн юаней (1 трлн долларов) новых кредитов. В 2015-16 годах для такого же роста потребовалось более 20 трлн юаней новых кредитов.

Это означает, что повторять трюк становится намного дороже, так как в систему накачивается больше кредитов для постоянно уменьшающегося воздействия на экономику. В конце концов, должен быть расчет за это, и кризис в Evergrande предполагает, что круг кармы, наконец, догнал своего ребенка с плаката о чуде на рынке недвижимости Китая.

“Это неразрешимая проблема. До тех пор, пока Пекин по политическим причинам выбирает целевые показатели роста ВВП, которые превышают базовые темпы роста экономики, для достижения этих целей ему необходим растущий долг, и этот растущий долг требует неявных гарантий или морального риска”, - сказал Петтис. “Они действительно не могут получить одно без другого”.

Это, пожалуй, самая большая головная боль для Пекина, когда он пытается заставить работать реформированную экономическую модель. Вскоре после прихода к власти в 2013 году Си Цзиньпин заявил, что Китаю необходимо “сместить акцент на повышение качества и отдачи от экономического роста ... на достижение подлинного, а не завышенного роста ВВП”.

После выступления Си было введено множество нормативных актов для различных секторов китайской экономики, например, так называемые "три красные линии" для отдельных предприятий" в 2020 году, которые серьезно ограничили их возможности по заимствованиям капитала.

Эксперты согласны с тем, что именно здесь для Evergrande, наконец, началась проблема, потому что, когда цены на недвижимость начали остывать после ужесточения регулирования, компания больше не могла занимать так много для покрытия убытков. Некоторые говорят, что то, как Си справится с провалом в Evergrande, станет “самым серьезным испытанием” его решимости довести свои реформы до конца.

Цель Си Цзиньпина реформировать экономику Китая и это сопряжено с риском возникновения долгового кризиса. Фотография: Синьхуа/REX/Shutterstock
Цель Си Цзиньпина реформировать экономику Китая и это сопряжено с риском возникновения долгового кризиса. Фотография: Синьхуа/REX/Shutterstock

Джеймс Ши и Саймон Ли из гонконгской аналитической фирмы Reorg заявили, что приоритетом Пекина будет сохранение бизнеса Evergrande – даже если он находится в состоянии зомби – для завершения строительства примерно 1,4 млн домов, которые компания предварительно продала.

“Это главный приоритет для них и правительства”, - сказали они. “Никто не хочет, чтобы тысячи разгневанных людей требовали вернуть свои деньги.

“Это означает, что другие непосредственные кредиторы, такие как поставщики, должны ожидать, что им не заплатят сразу. Существует также множество неподтвержденных свидетельств того, что Evergrande предлагала квартиры поставщикам и подрядчикам в качестве оплаты натурой".

Они заявили, что крупные институциональные кредиторы имеют низкий приоритет и, скорее всего, должны будут согласиться на реструктуризацию компании, организованную правительством. Иностранные держатели долларовых облигаций Evergrande, общая сумма которых составляет около 20 миллиардов долларов, не будут иметь большого влияния на то, что произойдет, и поэтому столкнутся с потерей, говорят аналитики. Они, вероятно, будут добиваться своих денег в международных судах.

Однако над этим всем повисает большой вопрос: как долго такой процесс может сдерживать широкий круг кредиторов, пока компания продолжает работать и выполнять свои строительные обязательства.

Дэмиен Классен, управляющий миллионами долларов в Nucleus Wealth в Мельбурне, Австралия, сказал, что Си следует приветствовать за попытку внести серьезные изменения в несбалансированную экономику. Проблема в том, что это может выйти из-под контроля.

“Си, возможно, думает так: "Если мне нужно разбить несколько яиц, я разбиваю несколько яиц". Я уверен, что он предпочел бы, чтобы 25% экономики не было направлено на жилищное строительство. Си хочет изменить общество, сделать недвижимость более доступной. Это не так уж плохо. Но сможет ли он это осуществить? Он может закончиться долговым кризисом.

“Проблема в том, что банки предоставляли кредиты каждому девелоперу одним и тем же способом, чтобы распространение инфекции неплатежей произошло по всему сектору строительства.

Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что государство сможет организовать более мягкую посадку, чем это удалось западным правительствам 13 лет назад. Вильдау указывает, что банковская система Китая пережила стресс-тест в этом месяце регуляторами, которые учли дефолты как по ипотечным кредитам, так и по кредитам для застройщиков, превышающие вероятные последствия краха Evergrande. Обязательства Evergrande в размере 305 миллиардов долларов составляют примерно половину обязательств Lehman, и у Запада не было в распоряжении Пекина какого-либо регулирующего контроля, чтобы разрядить ситуацию.

Однако, что бы ни случилось, и даже если Эвергранд доживет до следующего дня, аналитики Reorg говорят, что китайский рынок недвижимости уже находится в кризисе, поскольку компании спешат погасить долги.

“Влияние уже ощущается в промышленности – она очень быстро сокращает долю заемных средств. Компаниям гораздо труднее привлекать деньги, о чем свидетельствует очень высокая доходность их облигаций”, - сказали они.

Capital Economics соглашается с тем, что даже если будет обеспечена "мягкая посадка", сектор недвижимости, который в течение 25 лет обеспечивал экономический рост Китая, вступает в период упадка, который может оказать глубокое влияние на вторую по величине экономику в мире.

Даже изменение "красных линий" не имело бы большого значения, утверждают они, потому что продажи земли и домов уже падали, отчасти потому, что замедление роста населения Китая действует как естественный индикатор падения на рынке жилья. Молодых людей стало меньше, чем 10 лет назад, о чем свидетельствует снижение числа браков на 31% с 2013 по 2019 год.

“Ослабление регулятивного контроля в секторе не изменит это фундаментальное ограничение”, - сказал Марк Уильямс, главный экономист Capital по Азии. “Строительство, этот ключевой двигатель роста Китая и спроса на сырьевые товары, существенно замедлится в течение следующих нескольких лет, независимо от того, удастся ли экономике избежать нынешнего кризиса невредимой”.