Найти в Дзене

Тифозная Мэри

История самого известного нулевого пациента в истории. «Нулевой пациент» - это человек, с которого берет начало страшная эпидемия. У нас мало кому известно имя Мэри Мэллон. А вот на западе её имя очень часто мелькает в массовой культуре. Под этим именем даже скрывается персонаж из серии комиксов. Так кто же такая эта Мэри Мэллон или как её ещё называют Тифозная Мэри? Она же самая здоровая и она же самая опасная. Мэри Маллон родилась 23 сентября 1869 года в Ирландии. Как и большинство женщин эмигрантов из Ирландии Мэллон нашла работу в качестве домашней прислуги у богатых семей. Со временем она стала работать на кухне, где могла зарабатывать несколько больше, чем простая горничная. Следующие 30 лет своей жизни Мэри оттачивала поварское мастерство: у нее был настоящий талант к кулинарии, так что ни нужды, ни безработицы Мэри не знала. С 1900 по 1907 год Мэри успела сменить пять семей, для которых готовила еду. Никто из ее работодателей не предъявлял Мэри претензий — все были в восторге

История самого известного нулевого пациента в истории.

Mary Mallon // Мэри Мэллон
Mary Mallon // Мэри Мэллон

«Нулевой пациент» - это человек, с которого берет начало страшная эпидемия.

У нас мало кому известно имя Мэри Мэллон. А вот на западе её имя очень часто мелькает в массовой культуре. Под этим именем даже скрывается персонаж из серии комиксов. Так кто же такая эта Мэри Мэллон или как её ещё называют Тифозная Мэри?

Она же самая здоровая и она же самая опасная.

Мэри Маллон родилась 23 сентября 1869 года в Ирландии.

Как и большинство женщин эмигрантов из Ирландии Мэллон нашла работу в качестве домашней прислуги у богатых семей. Со временем она стала работать на кухне, где могла зарабатывать несколько больше, чем простая горничная.

Следующие 30 лет своей жизни Мэри оттачивала поварское мастерство: у нее был настоящий талант к кулинарии, так что ни нужды, ни безработицы Мэри не знала.

С 1900 по 1907 год Мэри успела сменить пять семей, для которых готовила еду. Никто из ее работодателей не предъявлял Мэри претензий — все были в восторге от ее готовки. Проблема была в том, что каждая семья, в которую устраивалась работать Мэри, вскоре начинала болеть. Мэри переехала в городок Мамаронек — и там началась эпидемия брюшного тифа, который не появлялся в тех краях много лет.

Дальнейшим маршрутом Мэри стал Манхэттен — и вскоре в семье, где она готовила, началась лихорадка, а прачка умерла. Следующим местом работы стал дом местного адвоката: семь из восьми членов его семьи подхватили брюшной тиф, а Мэри, которую болезнь обходила стороной, помогала ухаживать за всеми. И делала только хуже - вскоре тиф вышел за пределы дома адвоката.

В 1906 году Мэри Мэллон устроилась поваром в семью богатого Нью-Йоркского банкира Чарльза Генри Уоррена. В тот же год Уоррены арендовали дом в Лонг-Айленде, и Мэри переехала туда с ними. С 27 августа по 3 сентября шесть из 11 членов этой семьи слегли с брюшным тифом.

Мэри уволилась, но вспышки брюшного тифа следовали за ней по пятам.

Хозяин дома в Лонг-Айленде нанял Джорджа Сопера — санитарного инженера. По долгу службы Сопер имел дело со вспышками брюшного тифа и в ходе изучения всех материалов дела предположил, что виной всему была Мэри Мэллон. Чтобы узнать наверняка Сопер проследил историю её трудоустройства с 1900 года. (на современный лад, санитарный-инженер провел эпидемиологическое расследование случая инфекционного заболевания).

George Soper // Джордж Сопер
George Soper // Джордж Сопер

С 1900 по 1907 года Мэри работала кухаркой в семи разных местах, на которых заразились тифом 22 человека.

Сопер был уверен, что это не совпадения и предложил Мэри Маллон сдать анализы на брюшной тиф и даже привел с собой на встречу доктора, но она категорически отказалась: во-первых, женщина чувствовала себя абсолютно здоровой; во-вторых, сообщила, что ее осматривал известный аптекарь и не нашел ни малейших проявлений болезни

С подмогой из пяти полицейских и в сопровождении скорой помощи разгневанную девушку доставили в больницу, где были взяты все необходимые образцы для исследований.

Там врачи заключили что в образцах, взятых у Мэри найдена бактерия, вызывающая брюшной тиф — Salmonella typhi. В конечном итоге в ходе судебного разбирательства Мэри Мэллон была приговорена к карантину в больнице Норт-Бразер.

-3

Карантин заразной кухарки должен был продлиться три года.

В период карантина лечащий врач Мэри постоянно брал у нее анализы и никак не мог понять, что происходит: они были то положительными, то отрицательными.

-4

В конце концов он принял решение освободить ее из карантина, но при одном условии: она больше никогда не будет работать кухаркой. 19 февраля 1910 года Мэри Маллон дала присягу, была освобождена и вернулась на материк.

Мэри Маллон, так и не поверившая в то, что является носительницей тифа, сменила имя на Мэри Браун и вновь устроилась поваром.

В январе 1915 года в родильном доме Слоуна в Нью-Йорке началась очередная вспышка брюшного тифа. Заболели 25 человек, двое из них скончались. В ходе проведённого исследования выяснилось, что все дело в новом нанятом поваре — Мэри Браун.

В итоге Мэри приговорили к пожизненному карантину на острове в больнице Норт-Бразер. Там они и прожила последующие 23 года до своей смерти 11 ноября 1938 года.

-5

Умерла девушка вовсе не от тифа, а от пневмонии. Вскрытие показало, что она действительно была переносчиком тифа.

Так Тифозная Мэри стала одним из первых людей, признанных бессимптомным носителем брюшного тифа. Но её популярности в отличии от других способствовало яростное отрицание бактерионосительства, которое в то время было малоизучено.

В наши дни бактерионосительство является актуальной проблемой при эпидемиологических расследованиях.

Бактерионосительство может формироваться при попадании в кишечник невосприимчивых людей (после вакцинации, перенесённого заболевания и пр.) или при заражении очень маленькой дозой инфекции. Особенно сложно выделять так называемых перемежающихся бактерионосителей, которые выделяют бактерии не все время, а лишь время от времени.