1. Ломоносов сын Петра?
Михаил Васильевич Ломоносов – фигура для российской науки столь же значимая, сколь Петр I – для российской политики.
Существует легенда, что Михайло Ломоносов – сын Петра. Какие же аргументы приводят ее сторонники?
Во-первых, внешнее сходство – оба были высоки ростом, с маленькими ступнями и руками. Во-вторых, похожий характер – и царь, и ученый отличались вспыльчивым нравом. В-третьих, удивительный путь, проделанный Ломоносовым: от старообрядческой деревни до императорского дворца и Академии наук. И, наконец, невероятная, можно сказать, сыновья почтительность, с которой Ломоносов говорил о Петре.
Возможно, причиной появления легенды стало то, что Ломоносов при поступлении в Славяно-Греко-Латинскую академию пришлось выдавать себя за внебрачного сына некоего видного дворянина.
2. Тайна завещания
Петр I умер, не успев назначить наследника. После него престол заняла Екатерина I, а затем последовала долгая политическая чехарда, именуемая Эпохой дворцовых переворотов.
В 1812 году после краха наполеоновского нашествия становится известно о неком «Завещании Петра I». В 1836 году оно публикуется, правда, на французском языке. В завещании Петр якобы призывал преемников вести постоянные войны с Европой, разделить Польшу, завоевать Индию и нейтрализовать Турцию. В общем, добиться полной и окончательной гегемонии в Евразии.
Достоверность документу придавала часть уже исполненных «заветов», к примеру, раздел Польши. Но в конце XIX века документ был тщательно изучен и признан поддельным.
3. Убийца сына
Петр угрожал сыну смертью, после чего назначенный им суд действительно приговорил царевича к казни. По официальной версии, впрочем, он умер от удара, то есть сердечного приступа. Точно так же позднее объясняли в XVIII веке и смерть других государей, скончавшихся при сомнительных обстоятельствах. Был ли царевич Алексей тайно казнен или, например, скончался от пыток, которым был подвергнут уже после вынесения приговора, не так важно. Его смерть в заключении в Петропавловской крепости не могла произойти без ведома и одобрения — хотя бы молчаливого — Петра.
4. Стриг бороду топором
Петр действительно начал бороться с ношением бород после своего возвращения из Великого посольства в августе 1698 года. Сохранились свидетельства, что в некоторых случаях он отрезал боярам бороды собственноручно. Имперский посол граф Гвариент доносил, что молодой царь собственной рукой подрезал длинные бороды многим боярам, а также и другим духовным и светским лицам. Есть и другие свидетельства такого рода, но вот топор ни в одном из них напрямую не упоминается.