Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как нищенствующие монахи в средневековье оперировали огромными богатствами?

Как помнит благодарный читатель, мы оставили францисканцев в состоянии разброда и шатания во второй половине XIII в., когда реформы Бонавентуры вызвали бурления среди наиболее последовательной части меньших братьев. Спиритуалы писали трактаты, бились в диспутах, создавали собственные общины, но в конце концов в начале XIVв. были осуждены папой, выдавлены на задворки ойкумены и там доживали свой век уже в ранге закоренелых еретиков.

Святой Бонавентура в изображении Карло Кривелли, ок. 1490 г.
Святой Бонавентура в изображении Карло Кривелли, ок. 1490 г.

А что же конвентуалы и доминиканцы?

Конвентуалы занялись двумя очень важными вещами: строительством конвентов, т.е. городских монастырей, и поиском способов получения дохода. Причем и то, и другое нужно было как-то согласовать с заветами святого Франциска и обетом бедности.

Идеал бедности предполагал, что основным источником дохода для братьев будет милостыня. Но то ли паства быстро устала от наплывов побирушек Христа ради, то ли приходские священники почуяли конкурентов, то ли самим братьям скоро надоело слоняться по дорогам Европы без надежного источника дохода (а скорее всего, и то, и другое, и третье) - но к концу XIII века наследники Франциска и Доминика предпочитают иметь дело с недвижимостью, земельными угодьями, бенефициями, банковскими конторами, правами аренды, сбора податей, мельницами и скотом. Стабильный доход дал возможность братьям сконцентрироваться на проповеди, а милостыня превратилась в почетную обязанность.

Чтобы организовать сбор, нужно было равномерно распределиться по всей населенной территории, обозначить пределы и границы ответственности каждого конвента. У доминиканцев это получилось особенно удачно: уже в XIII веке они оформляют зоны ответственности в виде limitatio и termini.

Жизнь в монастыре - это жизнь упорядоченная, и сбор милостыни тоже постепенно упорядочился. Теперь эти "квесты" (quête во французской литературе, латинского термина я не встретил - вероятно, questus) проходят в определенный сезон по определенному маршруту. Монахи распределяются, кто в какое село поедет - обычно ездили в одно и то же место одни и те же люди, обрастая сетью знакомств. В деревне для них было приготовлено жильё, стол и "милостыня" - тоже определенная, так что некоторые конвенты даже брали в аренду право сбора милостыни с чужого поселка. Нищий брат произносил проповедь (или несколько), собирал милостыню и уезжал восвояси - подаяние превратилось в гастроли с платными проповедями.

Доминиканец проповедует с переносной кафедры (Oxrord, Bodleian MS 264, fol. 79r)
Доминиканец проповедует с переносной кафедры (Oxrord, Bodleian MS 264, fol. 79r)

"Квесты" были далеко не главным источником дохода - для нищенствующих монахов Венгрии он составлял около 6% - меньше, чем завещания, выплаты из казны и доходы от бенефициев.

А как же обет бедности?

Нищенствующие братья понимали, что операции с деньгами - это немного не то, что заповедовали святые основатели. Также они понимали, что управленцы из них самих неважные. Поэтому милостыню и выплаты предпочитали натурой: еда, скот, дом, мельница и тому подобные вещи. Вообще же, судя по решениям провинциальных капитулов миноритов, книга — лучший подарок. Подарки номинально оставались собственностью дарителя и его потомков, братья считались только пользователями. Всякие же грязные дела - собрать арендную плату, пустить излишек денег в оборот, взять кредит на строительство - поручали управляющему из числа мирян. Это же управляющий должен был закупать товары, если кто-то жертвовал братьям наличные деньги.

Сначала Орден проповедников, а затем и францисканцы вникают в бухгалтерию и логистику: капитулы формулируют правила использования наличности и товаров, формы отчетности. Каждый конвент теперь имеет свой гроссбух, книгу пожертвований, книгу завещаний, книгу погребений, книгу займов, библиотечную опись… Если бы все эти книги сохранились до наших дней! Гвардиан должен был выдать малообеспеченным братьям обувь, плащ и хабит накануне праздника Крещения. Конституции Прованса требуют, чтобы в каждом крупном монастыре в наличии было два матраса, две подушки и два одеяла для новых братьев, которые изготавливаются ежегодно; в небольшом монастыре — по одному комплекту. Кроме того, проезжающим гостям (forenses) должны быть предоставлены кровати, свечи и подходящая еда.

Поль Бертран рассматривает «квесты» на примере диоцеза Льежа
Поль Бертран рассматривает «квесты» на примере диоцеза Льежа

Разнообразие экономической жизни вовсе не означало, что все нищенствующие братья превратились в жирных котов и коварных эксплуататоров. Не всем посчастливилось оказаться в Париже или Константинополе. Большинство, как это всегда и бывает, едва сводило концы с концами, собирая крохи с бедных поселян - из самых дремучих краев периодически доносились просьбы к генеральному капитулу разрешить есть мясо, потому что оно дешевле всяких яиц и грибов. Братья то и дело залезали в долги, а дела о растратах и хищениях доходили до провинциальных и генеральных капитулов. А ведь еще нужно было изыскать средства, чтобы обучить своих воспитанников в каком-нибудь studium generale. До начала XV века нищенствующие братья оставались в трясине мирской экономики, и только реформа обсервантов даст новое дыхание идеалу бедности.

Автор - Тимур Гусельников

Источник: Nonnulli