Найти в Дзене
Музей техники

Король неба — Messerschmitt Bf.109

Сегодня мы расскажем про один из редчайших экспонатов мира в Музее техники Вадима Задорожного представлен, поднятый со дна, истребитель Messerschmitt Bf109G-2. Самолет истребитель Bf-109 немецкой фирмы «Мессершмитт» ветераны Великой Отечественной войны вспоминали недобрым словом в течении многих лет. Автор проекта - Вильгельм Эмиль Мессершмитт, или просто Вилли Мессершмитт, родился 26 июня 1898 года в небольшом городе Бамберге в Верхней Франконии, которая входит в состав Баварии. Его отец, Фердинанд Мессершмитт владел фирмой, занимавшейся продажей вина , его мама Вилли Анна Мария Шаллер. Юношеские годы Вилли Мессершмитта пришлись на первые пятнадцать лет ХХ века это было время начала покорения неба человеком. Первую модель самолета он сделал в возрасте 10 лет. В 16 лет Мессершмитт испытал свой первый летательный аппарат. Школу Вилли заканчивал в разгар Первой мировой войны. В 1917 году его призвали на военную службу, однако война вскоре закончилась и Вилли в

Сегодня мы расскажем про один из редчайших экспонатов мира в Музее техники Вадима Задорожного представлен, поднятый со дна, истребитель Messerschmitt Bf109G-2.

Messerschmitt Bf109G-2 в Музее техники Вадима Задорожного.
Messerschmitt Bf109G-2 в Музее техники Вадима Задорожного.
Messerschmitt Bf109G-2 в Музее техники Вадима Задорожного.
Messerschmitt Bf109G-2 в Музее техники Вадима Задорожного.

Самолет истребитель Bf-109 немецкой фирмы «Мессершмитт» ветераны Великой Отечественной войны вспоминали недобрым словом в течении многих лет. Автор проекта - Вильгельм Эмиль Мессершмитт, или просто Вилли Мессершмитт, родился 26 июня 1898 года в небольшом городе Бамберге в Верхней Франконии, которая входит в состав Баварии. Его отец, Фердинанд Мессершмитт владел фирмой, занимавшейся продажей вина , его мама Вилли Анна Мария Шаллер.

Вилли Мессершмитт немецкий авиаконструктор и производитель самолётов-истребителей.
Вилли Мессершмитт немецкий авиаконструктор и производитель самолётов-истребителей.

Юношеские годы Вилли Мессершмитта пришлись на первые пятнадцать лет ХХ века это было время начала покорения неба человеком. Первую модель самолета он сделал в возрасте 10 лет. В 16 лет Мессершмитт испытал свой первый летательный аппарат. Школу Вилли заканчивал в разгар Первой мировой войны. В 1917 году его призвали на военную службу, однако война вскоре закончилась и Вилли вернулся к мирной жизни. Он поступил в Мюнхенский технический университет, не забывая параллельно с учебой заниматься любимым делом – авиа моделированием. В 1921 году 23-летний Вилли построил планер S8, поставивший рекорд по продолжительности полета. После того, как Вилли Мессершмитт в 1923 году завершил обучение в Мюнхенском университете и получил квалификацию инженера, он вернулся в родной Бамберг, где основал собственную авиастроительную фирму - Messerschmitt Flugzeugbau.

В 1925 году он решил лично подняться в воздух, но этот опыт оказался для талантливого инженера неудачным – Вилли попал в больницу после неудачной посадки. Во второй половине 1920-х годов он разработал легкий транспортный самолет М18, рассчитанный на пилота и трех пассажиров. 30 июля 1926 года правительство Баварии при поддержке банкирского дома Мерк, Финк и К основало Bayerische Flugzeugwerke (BFW), которое впоследствии станет важнейшей авиационной компанией Германии и в годы Второй мировой войны выпустит 43% немецких боевых самолетов, все модели Мессершмитта имели в обозначении модели аббревиатуру Вf, так как произошло объединение фирм Messerschmitt и Bayerische Flugzeugwerke.

Messerschmitt
Messerschmitt
Messerschmitt Bf109G-2 в Музее техники Вадима Задорожного. Добавьте описание
Messerschmitt Bf109G-2 в Музее техники Вадима Задорожного. Добавьте описание

При этом инженер остался главным конструктором и проектировщиком самолетов. В 1934 году для замены стоявшего на вооружении Люфтваффе биплана Хейнкель 51, был объявлен конкурс на разработку нового истребителя. В конкурсе участвовали компании Messerschmitt, Arado, Focke-Wulf и Heinkel.

Heinkel He 51 Биплан
Heinkel He 51 Биплан

По итогам конкурса лучшей моделью признан истребитель коллектива инженеров фирмы Мессершмит, в котором работали известные авиаконструкторы Роберт Люссер (Robert Lusser), Хуберт Бауер (Hubert Bauer) и Вальтер Ретхель (Walter Rethel). Истребитель Bf-109 представлял собой цельнометаллический низкоплан полумонококовой конструкции со свободнонесущим крылом, имеющим щелевые закрылки и автоматические предкрылки, убирающимся шасси и полностью закрытой одноместной кабиной.

Messerschmitt
Messerschmitt

Рулевые поверхности хвостового оперения и элероны имели полотняное покрытие. Стабилизатор был сделан подвижным, что позволяло менять в полете угол его установки и выбирать тем самым наивыгоднейший режим полета. Заслуга Мессершмитта заключалась в том, что все эти технические решения он талантливо воплотил в одном самолете. Для максимального облегчения конструкции крыла, Мессершмитт разместил узел крепления стоек шасси в фюзеляже. Такое конструктивное решение имело и свою отрицательную сторону — узкая колея шасси. Для обеспечения приемлемых взлетно-посадочных характеристик самолету был придан большой стояночный угол, сыгравший впоследствии — наряду с узкой колеей — свою негативную роль в его истории и приведший к многим авариям при взлете и посадке. В мае 1935 года планер «сто девятого» был собран и ожидал установки двигателя, но Jumo 210 и DB 600 еще стояли на испытательных стендах своих заводов и Мессершмитт решает установить двигатель «Кестрел V» английской фирмы «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce Kestrel V) мощностью 695 л.с. и двухлопастный воздушный винт постоянного шага. К августу все работы по установке двигателя на Bf.109 были завершены. 28 мая 1935 года он совершил свой первый полет. В 1936 году 109-й был опробован в Испании, в бою с советскими истребителями И-16. Немецкие пилоты и технический персонал на машинах серий В-1, В-2 и С-1 были сведены в три штаффеля J/88 (88-й истребительной авиагруппы) - истребительного подразделения Condor Legion (Легион Кондор).

Компанией Вильгельма Мессершмитта было произведено 35 тысяч истребителей Вf.109. Они воевали на всех фронтах, где сражалась германская авиация – в битве за Британию, в боях на Балканах и в Средиземноморье, на Восточном фронте. Первое время советская авиация именно из-за «Мессершмиттов» несла очень большие потери. В начале Великой Отечественной войны каждый седьмой советский летчик погибал при первом боевом вылете. «Мессершмитты» обеспечили превосходство люфтваффе в воздухе в 1941-1942 годах.

Messerschmitt Bf109G-2 в Музее техники Вадима Задорожного. Добавьте описание
Messerschmitt Bf109G-2 в Музее техники Вадима Задорожного. Добавьте описание

Bf.109C

В начале 1938 года выпускалась модель С «Цезарь». Машина имела ряд конструктивных усовершенствований в сравнении с Bf.109B и более мощный двигатель Jumo 210A – 700 л.с. Максимальная скорость составляла 468 км/ч. Bf.109C имел на вооружении пулемёты MG 17 - 2 над двигателем, и по одному в основании крыла.

Messerschmitt Bf.109C
Messerschmitt Bf.109C

Bf.109D

«Дора». Его вооружение осталось прежним и состояло из 4-х пулеметов калибра 7,92-мм, у незначительного количества истребителей вооружение ограничивалось лишь 2-мя пулемётами. Данная модель была переходной к более совершенному Bf.109E и должна была получить новый двигатель Daimler Benz 600, мощностью 960 л.с., но из-за их недостатка, на «Дору» также установили Jumo 210.

Messerschmitt Bf.109D
Messerschmitt Bf.109D

Bf.109E

Модификация «Эмиль» стала, по сути, первой по-настоящему массовой для данного истребителя. Истребитель получил двигатель Daimler-Benz DB 601A, мощностью 1100 л.с., оснащенный гидромуфтой в приводе нагнетателя и системой непосредственного впрыска топлива. Скорость самолета возросла до 548 км/ч. При этом главным был тот факт, что данный двигатель оказался существенно надёжнее своего предшественника. Истребители данной модификации начали поступать на вооружение частей в 1939 году. Начиная с версии Е7 самолет получил 6-мм стальную бронеплиту, расположенную за баком и перекрывающую всё сечение фюзеляжа, а также бронестекло кабины пилота толщиной 58-мм. Первый Bf 109E-1 вышел на взлетную полосу в начале 1939, его вооружение состояло из двух MG 17 над мотором (по 1000 патронов на ствол) и двух пушек MG FF (60 снарядов на ствол) в крыльях он давал залп 132 кг/мин. Hа 3749 м высоты скорость 570 км/ч; скороподьемность 15,8 м/cек и потолок в 10973 метров. Истребительно-бомбардировочный вариант Bf 109E-1/B имел держатели для четырех 50 или одной 250-кг бомб, прицел Carl Zeiss Revi использовался и для бомбардировки с пикирования. При вторжении в Польшу 1 сентября 1939 года Luftwaffe имели 12 истpебительных групп с 850-ю Bf 109E-1 и E-1/B.

Messerschmitt Bf.109E
Messerschmitt Bf.109E

Первым обменом любезностями в виде залпов бортового оружия Bf 109 с RAF стал рейд 24 бомбаpдиpовщиков Wellington из 9, 37 и 149-го дивизионов RAF (Squadron не соответствует по количеству самолетов эскадрилье в советских ВВС) на Вильгельмсхафен 18.12.39 года. Bf109 из III/JG 77 встретили и сбили 12 бомбаpдиpовщиков при потере 2 – х 109 - х. Лейтенант Иоханнес Штайнхофф, штаффелькапитан 3/JG 77 сбивший два бомбардировщика в этом бою к концу войны стал командиром JG 7, летавшей на реактивных истребителях Me 262, и имел 176 подтвержденных воздушных побед. В этом бою участвовали Bf 109E-3, поступившими в Luftwaffe к концу 1939 года. С двумя синхронизированными MG 17 в носу, двумя крыльевыми пушками и мотор-пушкой MG FF/М (хотя и установленная, эта пушка игнорировалась большинством пилотов, так как она вызывала сильную вибрацию при стрельбе), Е-3 стал самым многочисленным в серии; 1868 было поставлено в 1940, причем несколько экспортных партий: 40 в Венгрию, 5 в СССР, 2 в Японию (где намечался, но был аннулирован серийный выпуск на фирме «Kawasaki»), 73 в Югославию, 19 в Болгарию, 16 в Словакию и не менее 80 в Швейцарию. Пятнадцать Е-1 попали в Испанию в конце весны 1939 года. Один из них Bf 109E-1 с кодом 6.106 (зав.N. 790) передали ВВС Испании из состава Condor Legion. После более чем пятнадцатилетней службы он был передан в Испанскую авиашколу в 1954 как учебное пособие. Найденный в 1960 году Мюнхенским Дойчмузеем самолет восстановили нa «Hispano Aviation» в Севилье и выставили в Мюнхене в камуфляже JG 26 «Shlageter».

В 1939 году 109Е достойно показав себя против французских истребителей и Hurricane Британского экспедиционного корпуса.

Истребитель hawker hurricane
Истребитель hawker hurricane

Малый радиус полета и появление истребителя Supermarine Spitfire стали проблемой в карьере Bf 109E.

Supermarine Spitfire Истребитель
Supermarine Spitfire Истребитель

Технические возможности Bf 109E позволяли сражаться против Spitfire, но летчики Luftwaffe учитывая радиус действия «Эмиля», имели не более 20 минут для фактического боя над Англией. Истребители 109Е или «Эмиль», кроме участия в сражении за небо Британии побывали в деле и на других театрах военных действий до замены их на Bf 109F. 109E-4N, с двигателем DB 601N с улучшенным впрыском топлива и турбонаддувом в тропической конфигурации, широко использовался в Западной Сахаре. Этот истребитель эксплуатировался только в истребительных эскадрах JG 27 и 53, вынесших воздушные бои над Северной Африкой. Следующими вариантами в серии стали Е-5 и Е-6, истребители-разведчики ближнего радиуса с камерой за сидением пилота, без крыльевого оружия; они отличались только двигателем: Е-5 имел DB 601A, а Е-6 - 1200-сильный DB 601N. Hад Средиземноморьем и Балканами вошли в строй Bf 109E-7, по сути Е-4 с 300-л сбрасываемым баком. Он летал над Мальтой, а также в III/JG 77 в Греции и на Балканах. (По иронии судьбы в Балканской кампании шли бои между немецкими и югославскими пилотами, тоже летавшими на Bf 109E-3 из экспортной партии). Bf 109E-7/U2 был штурмовиком с дополнительным бронированием двигателя и радиаторов, широко применявшимся в Северной Африке. Е-7/Z оснащался форсажным устройством GM-1, впрыскивающим в нагнетатель закись азота как противодетонационную добавку и для повышения содержания кислорода в смеси. Bf 109E-8 объединил в себе все черты предыдущих типов. В конце весны 1941 появился последний серийный вариант Bf 109E-9 - разведчик без крыльевого оружия, с подвесным 300-л баком, камерой Rb 50/30 и двигателем как у Е-8 - 1200-сильным DB 601E.

При вторжении в СССР в июне 1941 «Эмиль» уже снимался с вооружения и семь эскадр (JG 1,3,51,52,53,54 и 77), участвовавших в операции «Barbarossa», имели на вооружении Bf 109F-1 и F-2, однако истребительная эскадра JG 54 и штурмовая эскадpа SG 1 несколько месяцев воевали в России на Bf 109E.

Bf.109F

Воздушная Битва за Британию продемонстрировала, что «Эмиль» способен на равных сражаться с новейшим британскими истребителем Спитфайр Мк1, но появление новых модификаций Спитфайра сводило преимущество на нет. Поэтому на смену «Эмилю» пришёл Messerschmitt Bf.109F «Фридрих». Он начал поступать в части весной 1941 года, и уже к середине года до 2/3 истребительных частей люфтваффе были вооружены именно этой моделью. Машина получили новый более мощный двигатель Daimler-Benz DB 601E, мощностью 1300 л.с. Скорость истребителя возросла до 610 км/ч. Вооружение состояло из двух пулеметов калибра 7.92 мм и 20-мм пушки MG-151/20, расположенной в вале винта.

Messerschmitt Bf.109F
Messerschmitt Bf.109F

Bf.109G

Следующей модификацией, стала самой массовой это Messerschmitt Bf.109G Gustav («Густав»). Истребитель получил новый двигатель Daimler Benz 605, мощностью 1475 л.с. Максимальная скорость выросла до 650 км/ч. Было усилено и вооружение машины: вместо пулеметов MG 17 калибра 7.92мм были установлены 13-мм пулемёты. По бокам капота двигателя стали заметны характерные выступы – обтекатели устройств подающих пулеметные ленты для пулеметов. Истребитель модели «G» начал поступать в войска в мае 1942 года.

 Messerschmitt Bf.109G
Messerschmitt Bf.109G

В этой серии момент истребитель Мессершмитт Bf.109 достиг апогея в технологическом развитии и должен был уступить свое место новой модели, но истребитель, который должен был его заменить – Bf.209 все еще находился в стадии создания, в то время как дела на фронтах по-прежнему складывались в пользу Германии, и высшее руководство Рейха приняло решение пойти по пути дальнейшей модификации 109. На истребителе серии G в начале 1944 года впервые появилась центральная пушка калибром 30 мм (MK-108), которая оснащалась лентой на 60 снарядов. Одного такого фугасного снаряда массой 330 грамм было достаточно для уничтожения истребителя, на бомбардировщик требовалось 4-5 снарядов.

Bf.109K

Последней серийной модификацией истребителя стал Messerschmitt Bf.109K Kurfurst («Курфюрст»), поставки которого в боевые части начались в сентябре 1944. Истребитель оснащался мощным двигателем Daimler Benz 605 SDM/DCM, мощностью 2000 л.с. Максимальная скорость самолета составляла 695 км/ч. Данный истребитель отличался усиленным вооружением: на некоторые варианты устанавливалось до трех 20-мм пушек. Более распространенным был вариант с 30-мм пушкой MK-108 или MK-103, а также двух 15-мм пулеметов MG-151.

Messerschmitt bf.109Е
Messerschmitt bf.109Е

После Победы Советских войск , Вильгельм Мессершмитт, возглавлявший авиационную компанию, оказался на скамье подсудимых Нюренбергского трибунала. Ему инкриминировали использование труда рабов, насильно вывезенных из оккупированных стран в Германию, на своих предприятиях. В тюрьме Вильгельм Мессершмитт провел всего два года. Как и многие другие видные немецкие предприниматели и политики, которые не были прямо причастны к самым откровенным зверствам гитлеровского режима, Мессершмитт был освобожден. Он уехал в Испанию, где продолжал править Франсиско Франко – один из двух европейских диктаторов, не лишившихся власти по итогам Второй мировой войны. Затем Мессершмитт вернулся к руководству своей компанией, которая к этому времени находилась в удручающем положении. По итогам Второй мировой войны иметь собственные вооруженные силы и военную промышленность Германии не полагалось. Инженер Мессершмитт, всю жизнь посвятивший авиастроению, переквалифицировал свою компанию на производство швейных машин и автомобилей – «малолитражек». В течение трех лет, с 1958 по 1961 годы, было произведено 950 автомобилей Messerschmitt TG-500. Не исключено, что в этот период своей жизни Вильгельм Мессершмитт мог быть уверен в том, что уже никогда больше ему не удастся заниматься авиастроением для именно германских нужд. Но через несколько лет мировая и европейская политическая ситуация в корне изменились. Шла Холодная война и США нуждались в «младших партнерах» для противостояния с Советским Союзом.

После провозглашения Федеративной Республики Германии вскоре началось и формирование ее вооруженных сил – бундесвера. Самое непосредственное участие в создании бундесвера принимали не только американские военные советники, но и бывшие гитлеровские генералы и офицеры. Не остались в стороне и военные промышленники. Компания Messerschmitt AG вернулась в строй.

-17

Она получила лицензии на производство Lockheed F-104 Starfighter для военно-воздушных сил бундесвера. Затем Вильгельм Мессершмитт, еще не думавший выходить на пенсию, разработал по заказу Египта легкий сверхзвуковой перехватчик Helwan HA-300 для нужд египетской военной авиации. Это была последняя конструкторская разработка, авторство которой принадлежало лично Вилли Мессершмитту.

Lockheed F-104 Starfighter
Lockheed F-104 Starfighter
Lockheed F-104 Starfighter
Lockheed F-104 Starfighter
Helwan HA-300
Helwan HA-300

Компания Messerschmitt AG в 1968 году слилась с Bölkow, в 1969 – с Hamburger Flugzeugbau, а затем получила название Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB). Вильгельм Мессершмитт сохранял пост председателя компании до 1970 года. В возрасте 72 лет он все же принял решение уйти в отставку. 15 сентября 1978 года, через восемь лет после выхода на пенсию, 80-летний Вильгельм Мессершмитт тихо скончался в одной из мюнхенских больниц.

Вилли Мессершмитт
Вилли Мессершмитт

С данным самолётом можно ознакомится в формате видео

---> YouTube <---

Огромное спасибо, что дочитали статью до самого конца!

Давайте покажем большую активность.

Так мы сможем увидеть, что данная тема вам интересна и выпустим следующую часть намного быстрее!

Спасибо за внимание и до новых встреч в Музее техники Вадима Задорожного !

/*-Фотографии и другие материалы не несут пропагандисткой направленности. Все сделано в рамках ознакомления с историей./