Осень оказалась достаточно богатой на премьеры в кино, как ей и полагается, и, как и полагается зрителю, погруженному в осеннюю атмосферу, нас тянет посмотреть очередной мрачный триллер или фильм ужасов.
Возвращение Джеймса Вана в жанр ужасов - самоличное возвращение в качестве режиссера, а не продюсера - после ухода в большое кино вроде "Аквамена" вызывало интерес по умолчанию. Кроме того, новый фильм Вана выгодно отличался на фоне массы сиквелов вроде "Судной ночи " и "Заклятия" и ремейков вроде того же "Кэндимена". "Абсолютно новый фильм ужасов" - и, конечно, от человека, запустившего три самые удачные франшизы ужасов 2000-х годов, ждали как минимум нового слова в жанре. И вот, слово произнесено. И где-то мы его уже слышали.
"Злое" начинается с демонстрации архивной видеозаписи, на которой доктор врач рассказывает о проблемах с неким пациентом. Небольшая сцена, демонстрирующая, что проблемы куда серьезнее, чем казалось доктору Флоренс - и вступление на этом закончено. Как и предвкушение чего-то нового. Во-первых, кажется, что киномеханик запустил не ту плёнку - очень уж старомодно всё выглядит. Во-вторых, сюжетная загадка вместе с разгадкой легко считываются уже в этом моменте, если вы читали краткое описание фильма. Но, если вам повезет удержаться от преждевременных выводов, шанс удивиться есть. Тогда не читайте перечеркнутую фразу, просто пропустите её
Верный перевод слова malignant - злокачественный.
Следующая сцена знакомит нас с главной героиней - девушка по имени Мэдисон возвращается домой и жалуется своему хрестоматийно абьюзивному супругу на плохое самочувствие. Муж с неохотой отрывается от просмотра телека и упрекает Мэдисон в том, что её нынешняя беременность наверняка закончится трагично, как и предыдущие, а в довершение - прикладывает её затылком о стену. Но до извинений дожить ему не суждено - пока Мэдисон запирается в комнате, домашнего агрессора на первом этаже жестоко убивает какая-то темная сущность.
Пока в доме Мэдисон работает полиция, а сама героиня оправляется от потери ребенка, сущность похищает и привязывает к потолку какую-то женщину, а на бэках композитор Джозеф Бишара пытается создать аллюзию на главную песню Pixies. А прямо после этого мы познакомимся с неожиданно открывшейся в Мэдисон способности видеть деяния того самого злого существа - она просто будто переносится в иное пространство, где происходят жуткие убийства, и следующими жертвами становятся та самая доктор врач и её главный ассистент. Мэдисон едет в полицию, чтобы рассказать об увиденном и попытаться предотвратить новые убийства, к ней относятся как к психичке, её сестра строит глазки обязательному копу-азиату, полиция начинает поднимать архивные документы по врачебной практике убитых докторов (вот тут уж точно теряется надежда на непредсказуемый финал), а Мэдисон оказывается под подозрением благодаря эффектному трюку, который выглядит не так эффектно, как явно задумывалось.
Дальше будут поездки в большие заброшенные здания, просмотры архивных записей, лежавших в подвале дома и ждавших часа, мощная сцена погони полицейского Кико Шо за злодейской сущностью, напоминающая сцену из крутой видеоигры (в ней правда есть нечто гипнотичное) и объяснение, которое к тому моменту мало кому понадобится.
Как и в самом начале фильма, при просмотре, в целом, не покидает ощущение, что смотришь старое кино из начала 2000-х, при чём из того разряда, на фоне которых Ван в своё время выгодно отличался. Старое кино, так что сцена с глянцевым prius или тем более современными полицейскими тачками в неоновом дыме кажутся гостями из другой вселенной. Но это неплохая сентенция - ведь кто-то всё ещё живёт в старых домах, пытается сохранить отношения и не теряет надежды завести потомство, пока герои глянцевых фильмов Пила живут в роскоши и свободных отношениях. Но не будем додумывать то, чего нет - Ван явно не планирует работать в модном ключе двойных и тройных смыслов. Социальный подтекст есть, и иже с ним.
Сцены, ракурсы, приемы действительно выглядят несколько старомодно, хотя упрекнуть фильм в некачественной реализации нельзя. Особенно когда речь заходит о динамичных сценах погони и сражений - вот тут видно, в каком формате мыслит и работает сейчас режиссер, поставивший один из "Форсажей" и работающий над новым"Акваменом".
Эти сцены действительно сочинены и поставлены на ура - ради убойной сцены в полицейском участке, напольное покрытие которого передаёт привет "Пиле", стоит смотреть фильм. Ради интересных эффектов визуализации видений Мэдисон стоит смотреть фильм. Если вам хочется посмотреть, как Ван делает боди-хоррор в стилистике фильмов 80-90-х с элементами джалло и боевыми сценами из "Матрицы" - стоит смотреть фильм. Ради сюжета фильм смотреть не стоит. Если вы ждёте твистов уровня "Пилы" - этот твист уже занят в "Пиле", тут такого нет. Ради того, чтобы понять, как разрозненные сцены эффектно сработают вместе - на стоит смотреть фильм.
Есть занятные идеи вроде звонков на игрушечный телефон, а вот механика общения злодея через радио и телевизор (с очень старомодной подачей и ощущением, что звонит всем злодей из "Пилы") несёт кривые референсы к мистике типа "Странных дел". И вкупе с остальными деталями это создаёт нагромождение, так что никак не удается настроиться на что-то осязаемое. К тому же, финальное объяснение не даёт четкой картины по поводу многих элементов сюжета. Что касается слэшера - да, сцены расправ кровавые, больше добавить нечего.
В итоге - сначала теряешься в догадках, в какую стилистику пытался попасть Ван и зачем он столько всего нагромоздил. Ну а потом - главная загадка фильма, которую интересно отгадывать на фоне отсутствия интереса к сюжетной загадке, которой тут нет - Ван, тот самый Джеймс Ван, он специально сделал фильм таким вот олдскульным? Он специально выбрал такой сюжет и такие локации и такие ракурсы, чтобы мы могли отдохнуть от замороченного кино и посмотреть старый добрый ужастик? Или он вернулся в жанр хоррор, как в свою старую квартиру, забыв, что там давно пора сделать ремонт? Точного ответа нет. Фанаты Вана голосуют за первое, но тут всё ясно - они смогли вытянуть рейтинг выше пятерки даже для нечто под названием "Пила. Спираль". Вообще, странное дело - будучи столь именитым режиссером, можно снять что угодно, а зрители все равно скажут - "да вы не поняли, тут Мастер так накрутил, что вы просто не поняли...тут, понимаете ли, всё пошло по спирали..."
По факту - истина, как всегда где-то посередине. "Злое" - фильм ужасов, каких сейчас не делают все эти замороченные инди-режиссеры. И это и хорошо и плохо. Вану спасибо за возможность посмотреть олдскульный ужастик с тупящими героями, эффектным разворотом (единственный разворот тут самый буквальный, поймёте, когда посмотрите, это как мета-шутка от Джеймса Вана), старомодным саундтреком, динамичными боевыми сценами и без лишних головоломок, зато с изящным чувством диссонанса. Истина где-то посередине, а кино где-то рядом - уже в кинотеатрах. Всё остальное - решать вам.
P.S. По поводу мета-шутки - это начинает казаться не таким уж случайным. Чего больше всего ждут от фильма Вана? Эффектного поворота, твиста с хрустом и смаком. Так вот, он тут самый что ни на есть. Приятного просмотра.