Найти тему

Как оказались советские боевые медали на прилавке турецкой антикварной лавки?

Оглавление

Продолжаем рассказ о жизни и приключениях двух российских пенсионеров на берегах солнечной Турции.

Почему щемит сердце, когда мы проходим возле этого магазинчика на улице Ататюрк? В нем много интересных старинных вещей, но больше всего меня поразили эти – лежащие на стеклянной витрине советские ордена.
Но обо всем по порядку.

фото автора
фото автора

Сказочная пещера Али-бабы

Улица Ататюрк проходит через весь район Махмутлар и не уступаем по протяженности центральной улице Барбаросса. Недалеко от сите «Памфилия» (на противоположной столоне улицы) в цокольном этаже здания расположен антикварный магазинчик. Удивительно: он чаще закрыт, чем работает.
Возле стеклянной двери выставлены старинные резные и расписные турецкие сундуки – очень тонкая работа! Иногда выложены домотканые ковры и дорожки с восточным орнаментом.
Но на двери лавочки замок и записка с номером телефона – для потенциальных покупателей.
Однажды нам повезло – проходим мимо, а стеклянная дверь на распашку! Зашли…

фото автора
фото автора

Не счесть сокровищ в каменных пещерах...

Помните слова арии Садко из оперы Римского-Корсакова: "Не счесть сокровищ в каменных пещерах. Не счесть жемчужин в море полудённом..."
Впечатления были похожие...

фото автора
фото автора

В лавочке особый запах от старых вещей. Наверное, именно так пахнет история. По-настоящему раритетные вещи здесь соседствуют просто со старыми и ненужными.
В одной куче, в старой шкатулке, и тяжелые старинные перстни, и потемневшие кольца, покрытые гальваникой со стеклянными ставками. Уникальные старинные веера лежат рядом с пластмассовыми современными.

фото автора
фото автора

И так во всем: вместе висят светильники разных эпох, на одной полке стоят настольные часы: фарфоровые, расписанные вручную и обычный будильник.
Эта лавочка напоминает сказочную пещеру Али-бабы. Сколько здесь старинной звуковоспроизводящей аппаратуры: от граммофона с большой золотистой трубой до маленьких транзисторов 1950-1960-х годов выпуска. Здесь же радиолы, приемники, проигрыватели…. А рядом – стопка виниловых пластинок…

Меня покорила расписная фарфоровая посуда, резные подставочки, старинные швейные машинки, необычные чемоданы, печатная машинка 1900-го года и многое-многое другое.

Мужа заинтересовала только одна вещь. Она была заставлена другой утварью, и Саша долго освобождал её, чтобы рассмотреть подробнее.
Ему понравилась французская печь 19 века. Чугунная, ажурная, чем-то напоминающая узорчатое каслинское литье…

фото автора
фото автора

Хозяин лавочки – пожилой турок – показал, как она работает. У печки нашлась даже выдвижная полочка для чайника, чтобы вода в нем всегда была горячей. И множество других интересных и неожиданных приспособлений. А смотрится печь, как ажурное украшение комнаты – настоящее произведение искусства!

Мы не поверили глазам

Уже на выходе я притормозила возле стеклянной витрины. Что это? Не поверила своим глазам – на полке лежали советские медали!
К-А-К! О-Н-И! Т-У-Т!! О-К-А-З-А-Л-И-С-Ь !!!???
Ордена пыльные, орденские ленточки выцветшие… Видимо уже давно пылятся на полке и никому не нужны. А ордена не простые: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», две юбилейные в 30-летию и 40-летию Победы и другие…

фото автора
фото автора

Я к медалям давно дышу неровно. Причина проста – моя бабушка во время войны работала на Ленинградском монетном дворе, который был эвакуирован в Краснокамск (Пермская область) и делала эти медали!

Она рассказывала, что в цехе трудились несколько опытных мастеров из Ленинграда и множество девчонок и подростков школьного возраста. Медали штамповали из простого и благородного металла в зависимости от статуса. А работницы из шлифовали, вырезали мелкие детали, убирали наждаком лишний металл по контуру… Руки в занозах от металлической крошки, в мозолях и ранах.

- Некоторые девочки приходили прямо из школы, - рассказывала бабушка. – Им было по 14-15 лет. Семьи голодали и девчата шли работать, чтобы помочь родным. За годы войны краснокамская фабрика Гознак, которая приняла на своей территории Ленинградский монетный двор, изготовила миллионы медалей и орденов. Дизайн многих из них был разработан нашими художниками. Об успехах на фронте мы узнавали по размеру заказа. Если на месяц пришел от ГКО (Государственного Комитета Обороны) большой заказ на ордена и медали – значит на фронте идут серьезные бои, проводятся большие операции. Если заказ на месяц невелик – на фронте затишье, ведутся оборонительные бои.
фото с сайта
фото с сайта

Бабушкина знакомая, которая тоже работала на выпуске медалей, рассказывала:

– В 42-ом году пришёл большой заказ на «Орден Отечественной войны». Рабочих рук не хватало, отобрали нескольких подростков, привели на монетный двор.
А мы все такие дохленькие. Нам и говорят: «А зачем сюда детский сад привели?» Но деваться-то некуда: других людей нет. Взяли нас, за верстак посадили. Так и начали мы с орденами работать.
Поставили мне ящик инструмента, а там надфиля, лобзики, пилы всякие, трёхгранный, полукруглый, плоский… Чего только не было. В наш цех поступали заготовки из-под штампа. Каждый шовчик, каждую полоску на заготовках нужно было вручную пропиливать, каждый лучик нарезать, отшлифовать. Как наловчились, так работа споро пошла, раз-раз.
За смену наша бригада делала 45 «Орденов Отечественной войны». Мы с ответственностью относились к своей работе, каждому ордену уделяли внимание.
А рядом с нами сидели ленинградские мастера гравировщики. Как они работали! Ювелирная работа. Каждый орден через лупу, чтобы ни заусенки. Койки рядом стояли, не уходили из цеха, тут и ночевали… Делали и «Орден Ленина», и «Орден Александра Невского», и «Орден Суворова», «Боевого» и «Трудового Красного знамени», и это не считая медалей.

Что делать?

Вот как мне – немолодому человеку, воспитанному в советские годы – относится к факту, что ордена, которые вручались за подвиги во время Великой Отечественной войны, лежат на витрине в далекой Турции? Для меня, как ножом по сердцу! Разве можно торговать доблестью и честью своей страны?
Хотя о чем я говорю…
Сколько орденов и медалей продается на интернет сайтах! На любой вкус и любой кошелек. Не ценят внуки и правнуки подвиги своих дедов, оценивают их в денежном эквиваленте.

Прошло уже пара месяцев, но я не могу заставить себя снова зайти в этот магазинчик. Хотелось бы их выкупить, чтобы медали не лежали на витрине, не позорили страну. Но нашей небольшой пенсии не хватит на такую покупку.
Можно только догадываться, каким путем они попали в Турцию, кто и при каких обстоятельствах сдал их в антикварный магазин. Наплевать на ситуацию не получается. Что делать – ума не приложу.

Будем рады лайкам и комментариям!
Поддержите пенсионеров – подпишитесь на наш семейный канал!