В 9 км от Баку находится небольшой населенный пункт Балаханы.
Название села происходит от татского «бала» — «высокий» и «ханэ» — «дом». Так на Апшероне было принято называть маленькую гостевую комнату в караван-сараях (постоялых дворах). В 1427 году здесь был воздвигнут мавзолей Шакир-ага, сына визиря ширваншаха Ибрагима I. В 1538 году Балаханы при Сефевидах приобрёло значение как село, располагавшееся на торговом пути из Руси в Персию. В 1623 году был построен караван-сарай. В Балаханы расположена четырёхбастионная крепость, описанная в XVIII веке российским послом в Персии Иваном Лерхе.
История добычи нефти в Балаханы уходит в средневековье. В новейшее время в одном из старинных колодцев был найден камень с надписью о том, что данный колодец был вырыт в 1594 году мастером Аллахъяром ибн Мухаммед Нури. В 1735 году здесь насчитывалось 52 нефтяных колодца, согласно Лерхе, в 1816 — 77, а в 1825 — уже 82.
В 1813 году владельцем всех балаханских колодцев являлся бакинский хан Гусейн, за исключением двух, придлежавших братьям Селимхановым. В 1825 году все колодцы были получены на откуп первым российским нефтяным откупщиком Марком Тарумовым, а в 1863 году их получил нухинский шелковый промышленник Иван Мирзоев. В 1837 году горный инженер Николай Воскобойников основал в Балаханы нефтеперегонный завод, где впервые нефть подогревалась при помощи природного газа.
В 1871 году была пробурена механическим способом вторая в России нефтяная скважина (64 метра). 1 апреля 1873 года в Балаханах ударил первый буровой фонтан нефти. В 1878 году по заказу компании братьев Нобель от Балаханы до нефтеперерабатывающего завода в бакинском Чёрном городе был проведён первый в России нефтепровод длиной 12 километров.
В посёлке c 1982 года действует Балаханский машиностроительный завод.
После того как Роберт Нобель начал перерабатывать нефть с Балаханского месторождения, он понял, что транспортировка в бочках медленная, дорогая и грязная. Летом 1876 года, по результатам поездки на Апшеронский полуостров, Людвиг Нобель написал аналитическую записку «Взгляд на бакинскую нефтяную промышленность и ее будущность», в которой определил следующие направления работы: отказ от транспортировки нефти гужевым транспортом (арбами в бурдюках и бочках) и строительство нефтепроводов от промыслов до нефтеперегонных заводов; сооружение железных резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов; более широкое использование нефтяных остатков (мазута) для отопления и газового производства; коренное улучшение качества керосина; внедрение наливной перевозки нефти в вагонах-цистернах, речных и морских судах; создание разветвленной структуры для хранения и сбыта нефтепродуктов в России.
После того как другие фирмы отказались участвовать в проекте, фирма Нобелей реализовала его самостоятельно, с помощью строительной конторы инженера А. В. Бари: «Бари, Сытенко и Ко». Нефтепровод был построен в кратчайшие сроки в течение осени и начала зимы 1878 года. Для защиты нефтепровода были построены многочисленные караульные будки.
Проект В. Шухова включал в себя все сооружения технической инфраструктуры по трассе нефтепровода и первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища.
Первый российский нефтепровод имел протяжённость около 10 километров (8,5 версты) и диаметр 3 дюйма (7,62 см). Нефтепровод мог перекачивать с помощью парового насоса до 80 тысяч пудов (1280 тонн) нефти в сутки. В декабре 1878 года по нему было перекачено 841 150 пудов нефти, в 1879 году — 5 млн 583 тыс. пудов. Если в 1876 году фирма Нобелей вывезла из Баку 6 тыс. 248 пудов керосина, то в 1879 году — 551 тыс. 428 пудов керосина и 466 тыс. 673 пуда нефтяных остатков.
С вводом в действие первого нефтепровода расходы на доставку нефти с промыслов до нефтеперерабатывающего завода на окраине Баку сократились более чем в 5 раз. Уже в 1879 году вводится в эксплуатацию второй нефтепровод Балаханы — Чёрный город протяженностью 12,9 км, диаметром 70 мм, а затем еще три: Балаханы — Сураханский завод, Сураханский завод — Зыхская коса и Балаханы — Чёрный город. Проектировал и строил эти нефтепроводы также В. Шухов.
Посёлок представляет особенный интерес в этнокультурном плане. Балаханы — единственный населённый пункт на Апшеронском полуострове, где этнические таты на сегодняшний день проживают компактной общиной, сохраняют самосознание и владеют татским языком. До Революции в Балаханы проживала самая крупная на Кавказе община бахаи. По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, издававшегося в конце XIX — начале XX веков, в Балаханы насчитывалось 2276 жителей, состоявшие исключительно из азербайджанцев-шиитов, указанных в ЭСБЭ как татары. (Вики)
Моя бабушка со стороны матери была уроженкой Балаханы. Я помню она и ее родственники говорили всегда между собой на татском языке. Самое главное никому в голову не приходило на любом уровне запрещать им это делать. Также и в других некоторых бакинских селах говорили на татском языке.
В 1898 году фотограф Александр Мишон снял в Балаханы короткометражный документальный немой фильм «Нефтяной фонтан на промысле Балаханы», считающийся сегодня первым фильмом в истории азербайджанского кинематографа. Сергей Есенин упоминал Балаханы, где он провёл первомайский праздник 1925 года, в своих стихотворениях «Прощай, Баку!» и «1 мая». Михаил Сивачев в 1926 году написал революционную повесть «Балаханы», посвящённую труду бакинских рабочих в царскую эпоху.
Во все времена государства не уделяли внимание жизни рабочих, которые проживали в этом населенном пункте. Грязь, запущенность, бездорожье, нечеловеческие условия сопутствовала жизни тех, кто добывал черное «золото».
Сегодня по инициативе Президента Азербайджана И. Алиева этот населенный пункт превращен в один из лучших красивейших уголков предместья Баку. Фотографии лучше представят нынешний Балаханы, куда туристы да и местные жители рвутся, чтобы провести фотосессию.
Новая функция от Яндекс Дзен.