Найти тему
Фотевиль

Как создавать интересные фотографии, не обладая современным фотоаппаратом и дорогим объективом. Опыт стрит-фотографии

Оглавление

Сразу скажу, что заголовок статьи - жертвоприношение на алтарь великого Алгоритма. Но я вовсе не собираюсь вводить вас в заблуждение.

Моя цель убедить вас, что заниматься фотографией может каждый, несмотря на отсутствие дорогой фототехники. На моём канале это одна из сквозных тем. В конце я приведу ссылки на статьи, где я фотографирую сильно устаревшими фотокамерами, которые по нынешним временам почти ничего не стоят.

Вы перейдёте по ним и разочарованно скажете: "Да ведь это же всего лишь уличная фотография!"

Да, спокойно отвечу я вам. Именно приёмы, которыми пользуется опытный стрит-фотограф, и позволят вам создавать интересные кадры вашей недорогой камерой, или телефоном.

Приветствую вас на своём канале!
Я - Дмитрий Егоров, уличный фотограф и популяризатор стрит-фотографии, один из создателей паблика @streetphotorussia, где мы, собственно, и публикуем работы российских авторов в этом направлении.

Итак, в чём же основная проблема простеньких фотоаппаратов и смартфонов?

На первое место обычно все ставят излишне большую ГРИП. Ту самую глубину резко изображаемого пространства. Если говорить просто, то дешёвым объективом, обычно идущим в комплекте с любительской зеркалкой, у вас не получится отделить фотографируемый объект от фона за счёт размытия заднего плана. Они просто этого не умеют делать, поскольку за размытие отвечает диафрагма (ещё фокусное расстояние и расстояние до объекта съёмки), открывать которую широко наши недорогие друзья технически не способны.

Можно, конечно, фотографировать, к примеру, совсем недорогими советскими "Гелиосами". Но есть одна проблемка. Все они мануальные и промахов по фокусу будет много, а снимать придётся крайне неспешно. Хотя, что ни говори, эта оптика чертовски красиво подкручивает боке. Фотография жены автора, сделанная её мужем.
Можно, конечно, фотографировать, к примеру, совсем недорогими советскими "Гелиосами". Но есть одна проблемка. Все они мануальные и промахов по фокусу будет много, а снимать придётся крайне неспешно. Хотя, что ни говори, эта оптика чертовски красиво подкручивает боке. Фотография жены автора, сделанная её мужем.

И если телефоны обучены в некоторых режимах программному размытию фона (которое выглядит, чаще всего, очень ненатурально), то на фотоаппаратах у вас будет большая глубина резкости и очень много мелких деталей, возможно отвлекающих глаз зрителя от сути.

Российские девушки настолько стеснительны, что даже за рулём ездят не открывая лица. Фото автора. Ах да, в кадре очень много деталей.
Российские девушки настолько стеснительны, что даже за рулём ездят не открывая лица. Фото автора. Ах да, в кадре очень много деталей.

Но задайте себе вопрос, а всегда ли дополнительная детализация плоха и если так, то что с этим можно сделать?

Как по мне, то далеко не всегда. Показывая дополнительные детали на фотографии, вы способны уже только этим одним рассказать целую историю!

Компания, которая с некоторых пор встречает меня как старинного друга.
Компания, которая с некоторых пор встречает меня как старинного друга.

Итак, будем исходить из того, что наши снимки "страдают" большой глубиной резкости и мы должны этот недостаток сделать достоинством.

Главное достоинство - возможность делать многоплановые кадры, мы разберём чуть погодя, а пока два простых способа сделать главных персонажей ваших фотографий хорошо считываемыми зрителем.

Первое. Компонуйте ваши кадры так, чтобы ключевые персонажи на снимке располагались на однородном фоне.

Можно снять, в конце концов, на фоне стены, используя свою фантазию, как дополнение к прикрытой диафрагме.

Попросил на этой фотографии приятеля подыграть мне в роли весёлой тени. 28 мм, диафрагма 5.6.
Попросил на этой фотографии приятеля подыграть мне в роли весёлой тени. 28 мм, диафрагма 5.6.

Или скомпоновать кадр, расставив в нём световые акценты.

28 мм, диафрагма 5.0. Фото автора.
28 мм, диафрагма 5.0. Фото автора.

И вот он второй приём. Выделение светом.

Мы можем отделять объект от заднего плана, используя свет и тени. Лишние детали растворяются в плотных тенях.

Например, вот так.

А теперь вишенка на торте - многоплановость!

Пример многопланового уличного снимка вы уже видели выше. Тот, где я предлагаю поднять камеру и снять с верхней точки, а теперь постановочные примеры.

Вот, на мой взгляд, очень показательный пример. Я использовал и яркие световые пятна от окон позади и тень модели в дверном проёме. При этом сама она отделена от фона исключительно игрой света. 28 миллиметров, диафрагма 6.3.
Вот, на мой взгляд, очень показательный пример. Я использовал и яркие световые пятна от окон позади и тень модели в дверном проёме. При этом сама она отделена от фона исключительно игрой света. 28 миллиметров, диафрагма 6.3.

Вернёмся теперь на секундочку к телефонам. Я, на всякий случай, должен уточнить, что с ними большая глубина резкости получается не из-за больших диафрагменных чисел. Там оптика, что называется "светосильная" (а самой диафрагмой управлять вообще нельзя, насколько я знаю она везде постоянная. Поправьте меня, если это не у всех моделей так).

Но!

Крошечные матрицы вынуждают её (оптику) делать чрезвычайно широкоугольной, что так же приводит к большим величинам ГРИП.

Ещё один пример семейного кадра, где я снимал на всё те же любимые мной 28 мм при диафрагме 9.0.
Ещё один пример семейного кадра, где я снимал на всё те же любимые мной 28 мм при диафрагме 9.0.

Ну а теперь ваши вполне резонные возражения!

Все снимки, приведённые мной в статье, сделаны на современный фотоаппарат Sony a7 m III, который до сих пор славится своим низким уровнем шумов (кроме одного, где пример использования "Гелиоса").

Что же делать с ISO в недорогих моделях? Ведь для многих из них значения 800 для качества картинки критические.

Увы, с этим ничего не поделаешь. Снимать придётся в солнечные дни, либо при достаточном уровне освещения.

Но, друзья мои, практически все приведённые в статье кадры сделаны на минимальных значениях. Почти везде это 100.

И смотрите что получается. При низких значениях ISO даже какой-нибудь старичок Canon 1100d, стоящий сейчас на вторичке от 4 до 10 тысяч, способен выдавать вполне себе достойную картинку. Причём на руку нам пойдёт и тот факт, что снимаем мы на прикрытой диафрагме ( в статье преимущественно 5.6-8), что позволяет штатной недорогой оптике (обычно это что-то вроде 18-55mm) выдавать максимум своего качества в плане резкости.

Что ещё из преимуществ?

Можно смело перейти на ручную фокусировку (ГРИП то у нас огромный и промахнуться сложно, даже если выставите фокус, определив расстояние "на глазок") и получить фотокамеру, способную фотографировать по вашему желанию почти мгновенно, без каких-либо затрат времени на процесс фокусировки автоматикой.

Напоследок всё же ещё один уличный кадр.
Напоследок всё же ещё один уличный кадр.

Не знаю убедил ли я вас в том, что опыт занятия стрит-фотографией поможет и в "обычной жизни" делать замечательные снимки, но лично я в этом уверен. В уличной фотографии у вас, кроме всего прочего, появится и тонкое чувство момента (ну как тут не вспомнить старину Брессона и его "решающий момент"). Вы научитесь использовать перспективу и видеть кадры во всей их возможной глубине и многоплановости. В, конце концов, стрит научит вас думать как фотограф. Вы с удивлением поймёте, что правила композиции и компоновки кадра это не придуманные в фотошколах слова.)))

Спасибо за прочтение!

Мой инстаграм @egorov .

Статьи по теме:

Умеете ли вы фотографировать "грамотно"? Способы выделения главных персонажей в кадре

Она во многом повторяет эту мою публикацию, но для закрепления материала, как говорится, самое оно. И там ещё один способ выделения персонажей указан.

----------------------------

Новое испытание для профессионального фотографа. Съёмка устаревшей камерой за 490 рублей

Испытываем фотографа устаревшей камерой за 1,5 тысячи рублей. Получится ли у "профи" снять хорошо?

Можно ли хорошо фотографировать устаревшей камерой за 2 тысячи рублей? Проверяем фотографа

-14