Найти тему
КиноНытик

Почему первые фильмы Рязанова и Гайдая не впечатлили зрителей и критиков

Полноценно заявить о себе на большом экране самым известным советским комедийным режиссерам Леониду Гайдаю и Эльдару Рязанову удалось только со второй попытки. Леонид Иович споткнулся о цензуру, а Эльдар Александрович для начала снял на пару с Сергеем Гуровым легкую музыкальную комедию «Весенние голоса», после которой директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву пришла в голову мысль отдать кресло режиссера именно Рязанову на съемках фильма «Карнавальная ночь».

Итак, что же снял такого Леонид Гайдай, что его едва не выгнали из большого кино? Про чиновников он снял, про них, вечно недовольных.

-2

В фильме 1958 года «Жених с того света» сюжет несложный, но колкий для тех лет. Председатель учреждения КУКУ, которое расшифровывается как Кустовое управление курортными учреждениями, опытный бюрократ по фамилии Петухов, попадает в необычное положение. Он возвращается из командировки и видит, что его уже успели похоронить, на вполне законных основаниях. Исправить ситуацию несложно – достаточно порвать лишнюю, неправильную, жуткую бумажку. Но разве может так поступить бюрократ, когда бумажка та с печатью!

Прекрасный сюжет, актуальный в нашей стране во все времена, замечательные образы, воплощенные на экране Георгием Вициным и Ростиславом Пляттом.

-3

Эта фильма – прямая сатира на чиновников, которая получилась максимально смешной. Литературная шутка – явление редкое, и действительно смешное. Пожалуй, это самый качественный юмор, который можно показать на экране.

Непривычное амплуа Ростислава Плятта, который здесь предстал в образе чиновника, который так смешон, что в какой-то момент даже вызывает жалость. А Вицин умело оттачивает образ будущего Труса, которого он позже воплотит в комедиях того же Гайдая.

Что сделали чиновники? Они разнесли фильм в пух и прах, урезали его хронометрах наполовину, а самому режиссеру на несколько лет запретили снимать. Гайдаю пришлось делать выводы и учиться умению защищать свои творения от грубых умов тех самых бюрократов, которых он высмеял в своем первом фильме.

-4

За три года до этой истории другой режиссер - Эльдар Рязанов получил возможность напополам с коллегой снять музыкальную комедию «Весенние голоса». Это было счастьем для молодого режиссера, который до этого скитался с камерой по городам и весям страны, снимая в приукрашенном виде жизнь аборигенов. Врать ему порядком надоело. Хотя, сегодня можно сказать, что его документальные о людях самых разных профессий – свидетельства эпохи.

-5

Сюжет этой киноленты предельно прост: в Москве проходит Всесоюзный смотр художественной самодеятельности трудовых резервов СССР. Студенты ремесленного училища Володя, Нина и Тигран создают телевизор, по которому показывают выступления творческих коллективов.

Это сегодня этот фильм назвали бы еженедельным «Голубым огоньком», а тогда эта кинолента стала довольно заметным событием.

Тогда формат телевизионных концертов только зарождался. И как раз Рязанову и пришлось встать у истоков этого жанра. Фильм «Весенние голоса» получился очень позитивным, динамичным и жизнеутверждающим. Это как раз то, что нужно было стране и зрителю.

Однако большой популярности он не получил. Куда известнее оказался первый самостоятельный шедевр Эльдара Рязанова – «Карнавальная ночь» 1956 года, главные роли в котором исполнили Людмила Гурченко и Игорь Ильинский.

Подписаться на канал «КиноНытик»