Школа, колледж, ВУЗ, работа - всё это рассадники детских травм. Или не детских. В любом случае, у психологов всегда будут клиенты и хлеб с маслом. Я ничего против психологов не имею, не подумайте. А тех, кто работает в школе, вообще считаю передовиками производства, которым надо ещё молоко давать. Помню, в прошлой школе, где учились мои дети, психолог однажды психанул и резко вышел из трудовых отношений. А нового почему-то искали долго. Так школа и жила без психолога почти целый учебный год. Еле вытянули. И некому даже было цитировать по памяти Юлию Гиппенрейтер и других учителей общения с отпрысками. Это я как-то подошла к психологу за консультацией по поводу учёбы одного из сыновей, который тогда поступил в 1 класс. И уже было видно, что ребёнок с прохладцей относится к тому, что должно быть самым святым для школьника, по мнению Белки, - к учёбе. Психолог тогда оживилась и выдала поток цитат из умных книг. А потом ещё один. Класс! Я не все их помнила наизусть. Ну так я и не психолог, мне простительно.
Белке хочется приосаниться на фоне современных школяров. Ибо я! Как там обычно принято в таких случаях говорить? - А вот в наааше время!.. В наше время никто и слыхом не слыхивал ни о каких школьных психологах. И никто не составлял твой психологический портрет с паспортом, не давал тебе разные объёмные тестики и не выставлял оценки твоей личности. Твоя уникальная личность вообще никому не была интересна. Она, собственно, и сейчас-то никому не интересна. Ну кроме психологов, разумеется. А тогда ты был просто пионер- всем ребятам пример. И это всячески подчёркивалось! Ну и учитель был авторитетом, об которого не только деточка не забалует, а и её родители тоже. Педагог - он всех воспитует, хочешь ты того или нет. Впрочем, перед развалом Союза весь этот апломб был больше похож на сотрясение воздуха свистком, но ушки всё равно закладывало иной раз. Моей старшей сестре повезло меньше. Об свою первую учительницу она не только детскую травму заработала, но и ночное недержание. Потом прошло, к счастью. Но травма явно осталась. Увы.
Не будем о грустном. Сейчас времена куда веселее. Я серьёзно. У меня совсем нет никакой ностальгии по тем старым "добрым" временам, когда не было интернета, ЕГЭ и школьных психологов. ЕГЭ - вообще отличная штука. Я не знаю, чего вокруг столько возмущённых образуется. Это всё от зависти, похоже. Потому что с ЕГЭ можно вообще не напрягаться, даже при подготовке. Как это сейчас называется? Натаскивание на ЕГЭ! Главное, уделить время этому натаскиванию, чтобы не совсем провально было. И расслабиться, оно дальше само попрёт. А освободившуюся часть мозговых ресурсов можно использовать по назначению. В чём проблема-то? Можно программированием заняться, или музыкой, или дизайном. У кого из детей к чему душа лежит, тот тем и занимается. А Белка только радуется. И после сдачи ЕГЭ можно будет совсем расслабиться, ибо никаких вступительных экзаменов не надо. Просто подал документы туда и сюда, а потом сиди и жди результатов спокойно. Ну красота же!
Да, я понимаю, что это всё не про глубокие знания, не про образование в высоком и широком смысле и бла-бла. И что? Как-то результативно и целенаправленно образовываться можно только в сознательном состоянии и с полным пониманием, зачем тебе это надо. И без опоры на формальную систему. А в школу кто-то правда ходит образовываться на полном серьёзе? Вот прямо так, чтобы серьёзно и фундаментально. Точно? А почему тогда все вокруг, ну ладно - через одного, сидят на репетиторах по всем предметам? Некоторые даже с первого класса начинают на них, репетиторов, садиться. Это вот всё зачем? Вероятно, потому, что в школу мы ходим чисто поржать. Это лучше, чем сходить с ума и возмущаться. Смех продлевает жизнь, как известно. А гомерический хохот делает её ещё и весёлой. Я серьёзно. Когда дети приходят ко мне с очередным удивительным репортажем из серии "в мире школы", то у меня наготове дежурный рецепт. Понятно, какой. Формы оборжания могут варьироваться. Но нагнетаемую важность всегда надо сбивать сразу. А то ещё выпилят из ребят буратинок, пока Белка отвернулась.
Нагнетаемая важность
"Вы вступили в гонку! " - распинался перед 10-классниками какой-то приглашённый дядя-юрист. Это было что-то типа занятия по профориентации. Ммм... А гонка на чём? На лошадях или на осликах?
"У вас нет друзей по парте, которым можно дать списать! Смотри на него, как на своего конкурента!" - Какая прелесть! Это просто надо во все меморизы. Они должны занять достойное место под солнцем, даже кого-то подвинуть. Сын прокомментировал это так, что ему точно никто не конкурент на его пути, особенно гуманитарии. Моя школа!)
А ещё у них в 10-м классе, в самом начале учебного года, была замечательная игра с психологом. Серьёзно. Это было шикарно, я даже не насмехаюсь сейчас. Психолог вывела ребят куда-то погулять, там нашли полянку, сели на травку и началось. Она поставила в центр круга коробочку с разными предметами внутри. Каждый ученик запускал туда руку и что-то вытаскивал наугад. Затем они по очереди рассказывали от имени этого предмета свою историю. Моему сыну досталась скрепка. И он, значит, должен был от имени скрепки рассказать о себе. Слушайте! Я не знала, что психологи черпают свои методики из практикума по сталкингу (на основе книг Кастанеды), который до поры был выложен вообще на закрытом форуме. Впрочем, его давно уже рассекретили. И кто-то этим решил воспользоваться.))) Или, может, всё было наоборот?
Итак. Мы вступили в гонку, где не дано нам друзей, а кругом одни конкуренты. Мы начали старшую школу с рассказа от имени скрепки, а закончить должны ЕГЭ, великим и ужасным. Ребёнок уже раскатал себе губу и список предметов, которые будет сдавать. Половину из них - просто из любви к искусству. Например, химию и биологию, которые ему не нужны там, куда он собрался направить стопы. И тут нас ждал один облом. Школа у нас интересная, с разными уклонами, и на собрании директор много рассказывал о том, как круто у них настроено обучение по профильным предметам, никакие репетиторы не нужны, и есть разграничения по уровням, то есть кому-то профиль нужен, а кому-то хватит базы - всех учтём, всех обучим, лишнего не нагрузим. А на деле что получилось? Группа на профиль по химии и биологии не набралась, поэтому его и не открыли. Обломитесь, называется. Белка хотела было возмутиться. Вторым порывом было кинуться к тумбочке за деньгами на репетиторов. И тут вдруг вспомнила. У нас же есть Интернет!))) Ну и всё.
Как обойтись без моральных травм в школе?
Вопрос не праздный. Дочь у меня в этом году пошла в 5-й класс в новой школе. И сразу же оказалась за одной партой с мальчиком, который немедленно начал распускать руки, в прямом смысле. Нет, он не накинулся с кулаками. Он просто молча начал ощупывать мою дочь. И нет, он не слабовидящий. Хотя какая-то особенность у него явно есть, о которой нас никто не предупредил. Особенно ему понравились её волосы, он прямо не мог себе отказать в удовольствии, чтобы не погладить её. Молчком. На прямые просьбы убрать руки он не особо реагировал. Ну что тут поделаешь? Я ничего не имею против инклюзии, особенно если она проходит, действительно, под каким-то разумным контролем и с пользой. Ну хотя бы с соблюдением техники безопасности. На то, какую пользу получает данный мальчик от сидения за партой в 5-м классе, мне откровенно плевать, так как это не моя забота.
А дочери я предложила самый очевидный вариант - пересесть. Но не тут-то было. Оказывается, там такая система, что с этим мальчиком периодически садятся все, и это идёт по кругу. Это такая игра, наверное. Её можно сделать веселее, я считаю. Например, когда мальчик начинает гладить по волосам, а учитель ведёт урок и делает вид, что ничего не происходит, можно начинать громко мяукать или пырчать. А что? Кошки же так делают в аналогичной ситуации. Почему же людям нельзя? Прыгать по столам и занавескам при этом не обязательно. Так делают только невоспитанные кисы. Это тоже надо детям объяснить. Но у нас, к счастью, дома есть вполне вменяемый пушистый пример для подражания. Коты - они вообще всегда круты. И об этом не только я догадалась, судя по всему.) Надо больше котов везде, больше! Вообще, если есть котокафе, то почему бы не быть котошколе? Уместность котиков везде и всегда лично для меня уже не подлежит сомнению. Кототерапия рулит всегда! Тому мальчику тоже помогло бы не иллюзорно, и на психологе бы сэкономили.
Так, с детьми и котами вроде разобрались. А родителям что делать? Конечно, сбиваться в свою могучую кучку и создавать родительский комитет! Это отдельная классная тема. Нам-то уже детские травмы не грозят, правда? Мы их все уже получили, какие нужно, на работе, в ВУЗе и в детском садике, куда раньше ходили наши дети. Я вот до сих пор помню тот конкурс детских поделок, где я не выиграла главный приз. Печалька. Впрочем, там были реально крутые поделки, ко Дню Космонавтики. Кто-то даже деревянную ракету притащил. В гараже выпиливали, наверное. Куда уж наша картонка против настоящего шедевра столярного искусства? Так что всё по-справедливости, разумеется. Только лучше бы я вообще не заморачивалась и время своё драгоценное не тратила на всякую ерунду. Но как же! Воспитатели такую важность нагнали, что неучастие приравнивалось к преступлению против общества.)
Когда учитель говорит
Когда учитель в школе говорит какую-нибудь откровенную хренотень, которую не получается как-то оборжать, нужно сразу затыкать уши при помощи рук. К примеру, старший сын, который в 10-м классе, недавно пришёл домой и рассказал такую историю. Их учительница русского языка на вводном уроке, видимо, в рамках знакомства с классом толкнула такую речь на тему современной молодёжи их возраста, из которой его особенно впечатлила вся правда о гормональном фоне подростков и их, соответственно, озабоченности кое-чем не учебным. У него возникли вопросы по поводу некоторых обобщений, которые он считал необоснованными, ибо он всецело настроен на учёбу и никакие гормоны его никак не отвлекают от важных дел. Ну что тут сказать? Понять и простить. Учителя тоже люди. А людям свойственно ошибаться. У нас, вона, был в универе такой преподаватель, который нам всё время говорил, что у нас буфер маленький. Хотя перед ним сидели девочки с такими буферами... Но людям свойственно не замечать даже очевидное.
Вспоминается ещё одна история. Да что там - эпопея целая, песня в камне и высшая педагогика в граните. Когда моя дочь училась в 4-м классе, у них была такая интересная учительница, уже совсем заслуженная, с вооот такенным педагогическим стажем, чуть ли не полувековым. От неё дочь узнала, что все они зас@анцы, которых родители не воспитали. Родители тоже невоспитанные, надо думать. Куда им сами-то кого-то воспитать? Тем более такими методами, которые озвучивала заслуженная педагог. Что за методы? А самые настоящие такие! Например, на горох ставить этих маленьких засланцев! Я серьёзно. Сама восхитилась. Думала, такое уже нигде не увидишь, кроме архивных чёрно-белых хроник. Ну тут мы смеялись с дочерью долго, конечно. Я где-то уже писала, что даже в порыве самобичевания за свою невоспитанность предложила дочери её выпороть хотя бы ремнём. Но новый приступ хохота скрутил так, что ремень выпал из слабеющих рук и больше не поднялся. А когда был поднят, то воспитательный порыв уже прошёл.
Так что понятно, да? Учителя - наше всё. И один из мощных поставщиков лулзов с передовой. Это надо ценить. Тем более, что работа у них тяжёлая, ещё даже тяжелее, чем у психологов. Там молоко надо бидонами поставлять прямо на передовую, значит. В ноосфере ещё витает такая ностальгическая тема, что раньше учитель был авторитет для всех, включая родителей, а сейчас превратился в какой-то обслуживающий персонал, который перед всеми должен отчитываться, а сам не может ни руку поднять, ни даже указку - сразу засудят и поувольняют. Понимаю, как это тяжко. У Белки ещё живы воспоминания о своём школьном детстве. В начальной школе, помню, заслуженная учительница со стажем легко и весело ломала указки об детей. Она и наорать могла, и напинать. На горох только не ставила никого почему-то. Жадная была, наверное, из домашних припасов не хотела ничего пускать на воспитание этих засланцев-октябрят. Её можно понять. Указка казённая, а горох - он свой.
Резюме
Предлагаю снять уже важность с темы школы. Она создаёт избыточное напряжение, которое совсем нам не полезно. В самом деле, чего напрягаться-то, если всё равно всё закончится ЕГЭ (или ОГЭ, кто после 9 класса покидает школу). А на ЕГЭ натаскают, за это можно не переживать. Главное, чтобы мозг в это время совсем уж не простаивал, но тут как раз забота родителей и самих детей. И всё, собственно. В целом, это просто такая игра, как и везде. И в ВУЗе с вами тоже поиграют, да и на работе могут. Ну так поиграем, если не лень, или если нет пока другого выхода. Только правила чуть-чуть под себя поменяем, чтобы веселее было. Где-то и помяукать по-кошачьи уместно.) Не бросать же школу из-за всякой ерунды? Кто-то практикует домашнее обучение, я в курсе. Но разве же это так же весело? А как же физкультуры? Вменяемый физрук - дорогого стоит. И многому научить может. И ещё. А как же родительский комитет с его вечными сборами на подарки учителям? В прошлый раз я предложила подарить заслуженной учительнице пачку гороха и розги, а не банальные конфеты и розы. Пусть порадуется.
#как выжить в школе #воспитание детей #педагогика и психология #школьный юмор #кототерапия