Найти тему
Нурбей Гулиа

Несколько вопросов и предложений создателям «Водоробуса»

Россиян буквально осыпали сообщениями о создании «Водоробуса» (Усовершенствованного электробуса) и его блестящих перспективах. Что же такое «Водоробус» и чем он не только хорош, но и плох.

В упомянутых сообщениях, особенно по телевидению, говорится только о положительных сторонах этого «Водоробуса», и совершенно не упоминается о недостатках, которые достаточно существенны.

В состав «Водоробуса» входят так называемые «топливные элементы», весьма и весьма тяжелые и объемные, особенно с учетом тяжеленых баллонов (около 6 штук) высоченного давления со сжатым водородом, весьма претенциозным и коварным газом. Для неспециалистов, то есть не создателей, а просто пассажиров этих «Водоробусов», скажем, что водород, хотя и известен как «легкий газ» не уменьшает массу «Водоробуса», а только увеличивает ее. При этом не дай бог ошибиться в эксплуатации этих водородных баллонов и соответствующего оборудования, и также допустить пожар, который часто идет от литий-ионных аккумуляторов, что хорошо известно владельцам электромобилей, как «Водоробус» превращается в настоящую «водородную бомбу». А на вопрос для чего же «Водоробусу» такие мощные, тяжелые и опасные электроаккумуляторы, когда есть водород (топливо) и «топливные элементы», питающиеся этим топливом? Отвечаем, что мощность этих топливных элементов, объёмных и тяжеленых, всего около 40 киловатт, которых едва хватает на поддержание постоянной скорости, весьма тяжелого «Водоробуса», но никак не на разгон его в городских условиях, требующий на порядок большей мощности. Поэтому для разгонов «Водоробусов», столь частых в городе, на них установлены вышеупомянутые тяжеленые, кляузные и пожароопасные литий-ионные аккумуляторы, почти той же массы, что и для «Электробусов». Вот почему «Водоробус» и превращается в настоящий «грузовик», намного превышающий по массе и троллейбус, и автобус, и даже «Электробус». К тому же здесь почти нельзя применить рекуперацию энергии торможений, также частых, как и разгоны, так как электроаккумуляторы не воспринимают огромных мощностей их зарядки при рекуперативном торможении. А ведь опыты по рекперативному торможению городских автобусов с маховичными накопителями ничтожного веса – около пары сотен килограммов – проведенные еще в 70-х годах прошлого века проф. Н.В. Гулиа, показали экономию топлива почти в 50% (см. рис. ниже).

Опытный образец маховичного рекуператора, испытываемый на автомобиле УАЗ - 450
Опытный образец маховичного рекуператора, испытываемый на автомобиле УАЗ - 450
Маховичный рекуператор к автобусу
Маховичный рекуператор к автобусу

Автобус с махомичным рекуператором, экономящий 45% топлива
Автобус с махомичным рекуператором, экономящий 45% топлива

Для чего же авторы этой статьи приводят столь печальные сведения о «Водоробусах»? Неужели для того, чтобы опорочить этот новый и перспективный вид городского транспорта? Нет, нет и нет – этот вид транспорта очень выгоден авторам этой статьи существенным и даже кардинальным улучшением его свойств. А это кардинальное улучшение выражается в замене тяжеленых и кляузных литий-ионных электроаккумуляторов (пожароопасных, неработоспособных при низких температурах, неспособных рекуперировать энергию торможения и т.д и т.п.) на легкие (во много раз легче электроаккумуляторов той же мощности), безопасные в эксплуатации при любой температуре, долговечные, способные на рекуперативное торможение и дешевые супермаховичные накопители энергии, разрабатываемые компанией «Кинетик», научным руководителем которой является д.т.н., проф. Н.В. Гулиа, а ответственным исполнителем инж. А.И. Лаврентьев – авторы этой статьи.